О чем нужно помнить, планируя концовку произведения / РЕКОМЕНДАЦИИ
Плохо написанное произведение, если у него логичная, полноценная концовка, оставит приятное впечатление. Отлично продуманная книга со скомканным финалом – только разочарует. Эти рекомендации предназначены для тех, кто хочет избежать подобного исхода.
Для начала следует понимать, что гарантированно испортит концовку вашей книги:
1. Повисшие в воздухе сюжетные линии.
Если вы придумали конфликт, то нельзя ни забывать про него, ни намеренно оставлять незавершенным. Конфликт, не получивший разрешения, не имеет смысла – к чему вообще шли его участники? Не можете красиво завершить – вырезайте.
2. Скомканность.
Когда вы всю книгу берегли все конфликты на финал, и в последней главе решили устроить им одновременно и кульминацию, и разрешение – получится слишком быстро. Читателям не нравится, когда их перегружают информацией. К тому же, с таким обилием событий сложно работать.
3. Затянутость.
Точка отправления такая же, как в предыдущем пункте: завершение абсолютно всех сюжетных конфликтов осталось на финал. Но вы, как добросовестный автор, решили расписать все не как вереницу имен и сцен, а посвятили разрешению каждого конфликта целую главу. В этом случае читатель не только устанет от обилия событий – но ещё и, вероятно, уснет.
4. Алогичность. Резкое, немотивированное изменение характеров персонажей; рояли из кустов; нарушение ваших собственных законов, установленных ранее. Такие проблемы обычно возникают, когда сюжет пытаются подгонять под концовку – когда поступать следует ровно наоборот.
Все перечисленные неприятности можно устранить, если планировать концовку заранее. Придумав персонажей и начало, сразу обозначить и то, какой примерно конец вы хотите видеть в своём произведении. Удобнее всего работать над финалом, когда работа находится на стадии синопсиса. Наиболее простой способ написания концовки выглядит так: все побочные сюжетные ветви получают свое завершение перед кульминацией центрального конфликта. В этом случае вы спокойно пропишете его разрешение, не запутав ни себя, ни читателя.
Идеальная концовка получается ещё и тогда, когда вы чётко осознаете структуру истории: какой конфликт является центральным, какой – побочным. Любовная линия редко содержит в себе центральный конфликт. При делении истории на разные времена: прошлое, настоящее и будущее, вы заранее определяете, в каком из них будут происходить основные события.
Итак, если мы чётко разбираемся в структуре нашей книги, перейдем к методу написания её концовки:
1. Выявление жанра истории. Этот этап – вспомогательный. Он необходим, чтобы упростить вам работу и помочь осознать, чего именно вы хотите: следовать законам или нарушать их. У любого жанра есть каноничный финал. Для романтики это "и жили они долго и счастливо", в конце детектива ловят настоящего преступника, в триллерах зло оказывается наказано, а для мистики типично в конце разрушить то обоснование сверхъестественному, которое было предложено читателю в середине.
2. Определение изменения ценности истории. В течение событий книги должны меняться и мир, и персонажи. Концовка – место для подведения итогов. Не обязательно прямым текстом говорить читателю: "этот персонаж раньше был плохим и кушал людей. Но вот, исправился и больше не кушает". Достаточно того, что один и тот же герой в начале и в конце будет отличаться. Если у персонажа нейтральная арка, то к финалу должен измениться мир вокруг него. Если никаких изменений не произошло, то произведению нужна крепкая идея, а лучше – мораль. Вспомним "Обломова". Мир статичен, персонажи не меняются – а вот закончить так же, как главный герой, совсем не хочется.
3. Завершение центрального конфликта. Для тех, кто испытывает трудности с его определением: главный конфликт отличается глобальностью. В него вовлечены все персонажи истории, его развитие происходит в разных локациях. Он включает в себя большое количество сцен, из которых практически все происходят не "за кадром". Это типично для побочных конфликтов.
Из определения центрального конфликта вытекает и основное правило по его завершению: никто не должен быть забыт, ничто не должно быть забыто. Любой факт, прописанный вами, не может быть случайным. Каждый персонаж должен сыграть свою роль. Возможно, он совершил случайное действие, которое повлекло за собой вереницу последствий; возможно, он оказался "темной лошадкой"; а может быть и так, что его обманывали и держали в неведении на протяжении всего хронометража. Это тоже роль.
Используя один и тот же метод по написанию концовки, можно прийти к совершенно различным результатам. Рассмотрим, какие финалы выбиваются из канонов жанров:
• Расширенный финал. В такой концовке автор прописывает сцены будущего персонажей, задает ему определенный вектор. Для произведений, содержащих более одной части, логичное решение – вписать в финал одного тома спойлер к сюжету следующего. Важно при этом помнить, что каждый том должен являться полноценным произведением. Центральный конфликт в двух томах не может быть идентичным – иначе смысла в делении книги нет. Пример книги с расширенным финалом – "Гарри Поттер и Дары Смерти". Джоан Роулинг в эпилоге прописывает, как её персонажи оказываются там же, где начали свой путь – но теперь на Хогвартс-экспресс садятся их дети. Такой концовкой автор всегда рискует не угодить читателю, уже придумавшему свой, идеальный вариант развития событий.
• Открытый финал.
Центральный конфликт завершился, но чем? Свободная концовка позволяет читателю самостоятельно придумать ответ на этот вопрос. Важное уточнение: конкретное событие всё-таки должно произойти. А вот его исход остается на волю воображения читателя.
Хороший пример – сценарий игры "Resident Evil VIII". В финале случается событие, в результате которого главный герой должен погибнуть, но его смерть не появляется в кадре. Игроку остаётся только гадать, что произошло – и придумывать для себя желанный вариант.
• Закончить в начале. Этот тип концовки предопределяет весь сюжет. В эпиграфе – или в первой строчке автор говорит читателю: этот персонаж умрет. Или уже мертв. А вот как это случилось..
Такой финал не может разочаровать – читатель точно знает, ради чего читает. Здесь упор делается на стиль повествования. Очень изящно этот приём использован автором книги "В конце они оба умрут". Всё ясно уже из названия.
• Сюжетный поворот. В анамнезе у этого приема и рояли из кустов, и предсказуемость, и нелогичность – но, когда он используется правильно, читателю остается только согласиться и посетовать на то, что он не догадался раньше.
Технически выглядит так: автор всю книгу ведёт к определенному финалу, рисует конкретные образы персонажей – а в конце раскрывает факт, который полностью меняет восприятие истории.
Очень технично такой приём использован в книге "Тайный дневник Верити". В финале один из персонажей признается, что лгал на протяжении всего сюжета. Читатель может либо смириться с тем, что логично было ему не доверять, либо решить, что персонаж сказал неправду и в конце тоже.
Как видите, сюжетный поворот отлично сочетается с открытым финалом. То же касается и остальных приемов: их вполне можно миксовать.
В заключение хочу сказать только одно: если вы не испытываете удовлетворения от придуманной концовки – переписывайте её. Меняйте действующих лиц и их роли, двигайте и вырезайте сцены, превращайте хороший конец в плохой и старайтесь разнообразить клишированный финал. Это окупится. Интересная концовка послужит вам огромной мотивации во время написания истории.
Успехов в творчестве!
Агата Морозова, учащаяся 11 класса
МБОУ «Школа имени Ярослава Василенко»,
г.Губкинский, ЯНАО