ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ: КИТАЙСКАЯ ОПЕРА
У каждого народа есть свои национальные музыкально-культурные особенности, которые своими корнями уходят в далёкое прошлое. Но в вопросе о происхождении китайской оперы не существует единого понимания.
В целом, существуют несколько предположений. Во-первых, театр Китая происходит из религиозных ритуалов: формирование китайской оперы имеет очень тесную связь с поклонением первобытным призракам. Профессор Лонг Питер из Оксфордского университета в Великобритании сказал в своей статье, что китайская драма возникла из религиозной церемонии: «В Китае, как и в любой части мира, религиозные церемонии могут в любой момент перерасти в драму, включая современность, и определить развитие драмы. Различные факторы не нужно искать в далёком прошлом, они всё ещё живы и активны сегодня».
Во-вторых, китайская драма возникла из оригинальной песни и танца. Это очень распространённое мнение. Многие учёные считают, что происхождение китайской оперы восходит к песням и танцам первобытной эпохи. Хотя песня и танец примитивной эпохи подражательны, её религиозная природа определяет, что это не эстетически приятная вещь, не чистое представление, и это не может быть «драмой». Тем не менее, она уже начала формироваться в это время. Китайская опера рождается в песнях и танцах этой примитивной эпохи.
В-третьих, опера возникла в древнем императорском дворце. Драма может жить только на сцене. Без публичного выступления актёров оперы не будет. Они смеются, танцуют или играют ради смеха бога. Можно сказать, что они были первыми профессиональными актёрами в китайской опере, и они накопили глубокую основу для развития китайской оперы.
В-четвертых, драма происходит из кукольного театра. Перед официальным рождением оперы кукольный театр был популярным во многих районах Китая. Кукольный театр, в основе которого лежат истории персонажей, называют источником оперы. Происхождение оперы определяет её уникальный художественный стиль, обладающий большой жизненной силой.
В династии Хань стали популярными акробатические номера. Это не относится к единственному виду искусства, но представляет собой сплав разнообразной китайской музыки и различных навыков исполнительского искусства (народная музыка, песня, танцы, акробатика и др.). Например, драма «Хуан Гонг в Восточно-Китайском море» – это история Хуан Гонга, который в конце династии Цинь отправился в Восточно-Китайское море, покорил белого тигра. Но он был убит тигром. В спектакле есть люди, сражающиеся с тигром, люди, убитые тигром, есть конкретные костюмы, персонажи, сюжетные конфликты и их разрешение. Развивается театральное представление для исполнения придуманной истории. Это древнее искусство рассматривалось многими учёными как прообраз китайской оперы. Со времён династии Хань оно было популярно в династии Суй. Развитие акробатических номеров положило начало формированию оперы и стало колыбелью оперы.
После вступления в династию Тан был сформирован новый тип оперы под названием «Нун Цань Цзюнь», где «Цань Цзюнь» – это название официальной должности маленького чиновника в то время, а «Нун» – название для ролевой игры или шоу в древнем танце акробатических номеров. После этого появились храмовые ярмарки, которые открывались в храмах или около храмов на время больших праздников. Они обеспечивают условия для развития оперы, которая выходит на новую стадию и формируется как независимая форма искусства. Они помогают театру иметь постоянное место, стабильную аудиторию и профессиональную художественную труппу. Это имело большое значение в истории развития китайской оперы.
Драмы Цзацзюй, появившиеся в династии Сун, ознаменовали истинное развитие оперы. Драмы Цзацзюй в основном были популярны в столице и шумных коммерческих городах. В династии Северная Сун не было чётких ограничений для Цзацзюй. Эта драма не только наследует «Нун Цань Цзюнь» из династии Тан, но и опирается на различные техники исполнительского искусства. Разновидность драмы Цзацзюй стала очень популярной. По форме исполнения Цзацзюй условно делят на две категории: «смешная драма» и «драма песни и танца». Они по-разному выражают содержание и богаты различными темами.
С постепенным упадком Цзацзюй в династии Юань Южная опера переживает вторую весну в своём развитии. К концу династии Юань и началу династии Мин развитие Южной оперы было более быстрым, и появилась новая разновидность оперы, название которой с китайского языка на русский можно перевести словом ‘легенда’ (или сборник пьес). Это слово происходит от собирательного названия отдельных и нелепых абсурдных романов династии Тан. В последующие несколько веков легенда развивалась и процветала, оказавшись еще одним пиком в развитии драмы после Юань. Со времён династии Юань легенду как особый вид сценического искусства стали относить к опере. Со времен династии Мин и в династии Цин было много оперных произведений, которые по своим характеристикам относятся к легенде с новыми чертами. В то же время начало эпохи легенды знаменует собой конец Южной Оперы. Разница между ними заключается не только в смене названия, но и в больших изменениях в системе. Наиболее выдающимися произведениями династий Мин и Цин были исторические драмы. Появилось два великих драматургических произведения: пьеса «Дворец вечной жизни» Хун Шэна и пьеса «Веер с персиковыми цветами» Кун Шанженя – наиболее представительные произведения этой сцены. Возникновение легенд династий Мин и Цин не только имеет эпохальное значение в истории развития оперы, но и оказывает глубокое влияние на народные оперы, которые были популярны повсюду.
В наше время возникли различные местные драмы. Пекинская опера, опера Юэ, опера Хуанмэй, опера Хэнань, опера Сычуань... Все они вышли на историческую сцену.
Опера – яркая жемчужина в истории китайской национальной культуры. Она отражает культурный дух и историческое отношение китайского народа к своей истории, а также показывает развитие китайского общества. Опера – это одновременно и старое, и молодое искусство, которое постоянно обновляет свои формы и содержание, оставаясь жизнеспособной, полной энергии и жизненной силы.
Кан Юэ, У Чжэнь Юй
Чжецзянский университет иностранных языков Юесю
Шаосин, Китай