Жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте

Шильникова Т.В.,

ст.преподаватель кафедры

ФОиЖ СурГПУ

 

Жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте

Конспект практического занятия

Цель: научиться выявлять жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте.

Задачи:

1)    выявить формулы воинского повествования в информативных повестях;

2)    охарактеризовать систему центральных образов произведения в контексте литературы средневековья.

В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

1)    уметь охарактеризовать приемы,  использовавшиеся летописцами в воинских повестях XIII-XIVв.в.;

2)    проследить динамику в развитии системы образов;

3)    установить закономерности устоявшихся сюжетов, образов в литературе.

 

I. Домашнее задание:

1) время создания произведения и своеобразие его публицистического замысла. Проблема авторства «Казанской истории». Позиция автора памятника в общественно-политической и литературной борьбе эпохи.

2) Специфика средневекового историзма. Историческое и вымышленное в «Казанской истории». Принципы отбора исторического материала, использование автором татарского и русского фольклора.

3) особенности изображения человека в «Казанской истории».

4) Черты сходства и различия со «Сказанием о Мамаевом побоище».

5) Новаторский характер исторического повествования в произведении.

Вопросы, выносимые на семинар:

1. Основное идейно-тематическое содержание памятника «Повесть о разорении Рязани Батыем». Значение образа «единой смертной чаши» в «Повести».

«Повесть…»проникнута пафосом воинской доблести, утверждает идею защиты Родины всем миром и до конца, до гибели последнего воина. Не случайно образ «смертной чаши», единой для всех жителей Рязани, для всех защитников Руси, становится в произведении центральным образом-символом. Трижды звучит рефрен «вси равно умроша и едину чашу смертную пиша», семь раз в качестве композиционной единицы выступает форма плача, разрастаясь и усложняясь.

  1. Структура «Повести»: логика расположения частей и её связь с главной идеей памятника. Особенности сюжетосложения «Повести». Соотношение документального и художественного, лирического и эпического, религиозного и светского.

Композиция «Повести..» сложная, что свидетельствует о дописывании текста, вставлении эпизодов, связанных с одним историческим событием. Композиция цепочная, но первые два звена соединены сюжетной связью, а следующие присоединены логически, при этом каждая из частей имеет собственную внутреннюю структуру.

  1. Герои произведения и основные принципы создания их образов. Эпический стиль и его приметы в изображении защитников Руси. Образ Евпатия Коловрата.

Первой и третьей частям динамизм придают поступки главных героев – Федора Юрьевича и Евпатия, остальные персонажи носят фоновый характер. Во второй части центральным героем является рязанский князь Юрий, показанный по традиции опытным правителем и полководцем. В четвертой образ Ингваря раскрыт через плач, а не поступки. Это связано с отсутствием единого сюжетного развития. Способ реализации героев в двух первых частях – реально-исторический, в третьей эпическая гиперболизация, в четвертой – идеализация.

  1. Традиционное и новое в поэтике батальных сцен. Взаимодействие в поэтике «Повести» фольклорной, летописной, агиографической и ораторской традиций.

В описании батальных сцен используются воинские формулы гиперболического характера. Увеличивается концентрация художественных приемов, описывающих битву, но преобладающими становятся те тропы, которые описывают персонажей памятника. Поэтому в произведении появляются средства, свойственные не только воинской повести, но и плачам, житийной литературе, фольклору.

  1. Значение «Повести» в развитии героической темы в литературе.

Поэтика произведения оказала влияние на развитие воинской повести «Повесть о взятии Царьграда турками», «Повесть о нашествии Тохтамыша». Слышны отголоски в поэме С.Есенина «Евпатий Коловрат», в историческом романе В.Яна «Батый».

«Сказание о Мамаевом побоище»

План:

  1. Историческая основа летописных повестей о событиях 1380 г., «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище».

«Сказание..» - центральный памятник Куликовского цикла, рассказывающий о победе русских войск над полчищами Мамая в 1380 г.

  1. Жанровая природа произведений, входящих в Куликовский цикл и специфика художественного решения в них героической темы:

а) главный объект внимания автора;

б) соотношение исторического и легендарного начала;

в) связь мира природы и мира людей в памятниках Куликовского цикла.

В «Сказании..» усилена религиозно-нравственная трактовка событий 1380 г. Каждый шаг великого московского князя сопровождает молитва к Богу, на поле боя на стороне русских сражается и небесное воинство. Художественный вымысел в «Сказании..» выступает как литературно-публицистический прием. Повествование богато историческими параллелями из библейских времен. Символика света и цвета подчинена главной авторской задаче – прославить победу русского оружия. Пейзажные зарисовки, помимо символического значения, имеют и реальную эстетическую ценность. Природа словно помогает русским в борьбе с Мамаем: затянувшаяся осень радует светлыми днями и теплыми ночами, когда от обильной росы встают туманы. 

  1. Основные направления эволюции воинской повести.

В описании битвы автор «Сказания…» возрождает традиции русского героического эпоса и «Слова о полку Игореве», используя постоянные эпитеты, устойчивые образы и мотивы (битвы-пира, поединка двух богатырей), гиперболы и традиционные сравнения. Устнопоэтические обороты соседствуют с книжно-риторическими образами и словосочетаниями, в чем выражается стилистическая особенность памятника.

  1. Древнерусские памятники  о Куликовской битве как источник поэтического вдохновения для писателей.

А.Блок «На поле Куликовом», А.Солженицын «Захар-Калита», В.Распутин «Поле Куликово».

Вывод:

Усложнение традиционного построения воинской повести происходит за счет:

 передачи большого количества молитв; появления распространенных описаний хода военных действий; введения дополнительных композиционных элементов – пейзажа и видения; нарушения хронологического порядка повествования путем перестановки рассказа об участии Дмитрия в бою; соединения отдельных сюжетных эпизодов в третьей части; использования большого количества авторских отступлений.

 Назовите автора и укажите произведение:

  1. «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи, ему грозою, птиц пробудила; свист звериный встал; всбился див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе Тмутороканский идол».

(«Слово о полку Игореве»)

  1. «Услышав же от языка такое известие о нашествии безбожного царя, великий князь стал утешаться в боге и призвал к твердости брата своего князя Владимира и всех князей русских, говоря: «Братья князья русские, из рода мы все князя Владимира Святославича Киевского, которому открыл господь познать православную веру, как Евстафию Плакиде; просветил он всю землю Русскую святым крещением, извел нас от мучений язычества, и заповедовал нам ту же веру святую твердо держать и хранить и биться за неё».

(«Сказание о Мамаевом побоище»)

  1. «Долго идя по пустому полю, мы и сюда пришли как на пустое место, не чая кого-нибудь тут встретить. Шли и размышляли: почему так? Не отсюда ли повелась судьба России? Не здесь ли совершен поворот ее истории? Всегда ли только через Смоленск и Киев роились на нас враги?.. А вот никому не нужно, никому невдомек».

(Солженицын «Захар-Калита»)

  1. « На Поле Куликовом Русь отстояла себя. И не только, кстати, себя. И непо корным своим рабством, и окончательной победой она преградила татарам дорогу в Европу, к новым завоеваниям. Европа, к сожалению, не осознала этого мучительного и спасительного подвига тогда, мало осознает и теперь, когда, сделав за шесть столетий полный круг, история норовит встать на те же позиции...»

(В.Распутин «Поле Куликово»)

5. Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

(А.Блок «На поле Куликовом»)

6. Всколыхнулось сердце Батыя:

Что случилось там, приключилося?

Не рязанцы ль встали мертвые

На побоище кроволитное?

(С.Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате»)

          

15 апреля 2019 г.

Связаться с нами