Жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте
Шильникова Т.В.,
ст.преподаватель кафедры
ФОиЖ СурГПУ
Жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте
Конспект практического занятия
Цель: научиться выявлять жанрообразующие черты воинской повести в художественном тексте.
Задачи:
1) выявить формулы воинского повествования в информативных повестях;
2) охарактеризовать систему центральных образов произведения в контексте литературы средневековья.
В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:
1) уметь охарактеризовать приемы, использовавшиеся летописцами в воинских повестях XIII-XIVв.в.;
2) проследить динамику в развитии системы образов;
3) установить закономерности устоявшихся сюжетов, образов в литературе.
I. Домашнее задание:
1) время создания произведения и своеобразие его публицистического замысла. Проблема авторства «Казанской истории». Позиция автора памятника в общественно-политической и литературной борьбе эпохи.
2) Специфика средневекового историзма. Историческое и вымышленное в «Казанской истории». Принципы отбора исторического материала, использование автором татарского и русского фольклора.
3) особенности изображения человека в «Казанской истории».
4) Черты сходства и различия со «Сказанием о Мамаевом побоище».
5) Новаторский характер исторического повествования в произведении.
Вопросы, выносимые на семинар:
1. Основное идейно-тематическое содержание памятника «Повесть о разорении Рязани Батыем». Значение образа «единой смертной чаши» в «Повести».
«Повесть…»проникнута пафосом воинской доблести, утверждает идею защиты Родины всем миром и до конца, до гибели последнего воина. Не случайно образ «смертной чаши», единой для всех жителей Рязани, для всех защитников Руси, становится в произведении центральным образом-символом. Трижды звучит рефрен «вси равно умроша и едину чашу смертную пиша», семь раз в качестве композиционной единицы выступает форма плача, разрастаясь и усложняясь.
- Структура «Повести»: логика расположения частей и её связь с главной идеей памятника. Особенности сюжетосложения «Повести». Соотношение документального и художественного, лирического и эпического, религиозного и светского.
Композиция «Повести..» сложная, что свидетельствует о дописывании текста, вставлении эпизодов, связанных с одним историческим событием. Композиция цепочная, но первые два звена соединены сюжетной связью, а следующие присоединены логически, при этом каждая из частей имеет собственную внутреннюю структуру.
- Герои произведения и основные принципы создания их образов. Эпический стиль и его приметы в изображении защитников Руси. Образ Евпатия Коловрата.
Первой и третьей частям динамизм придают поступки главных героев – Федора Юрьевича и Евпатия, остальные персонажи носят фоновый характер. Во второй части центральным героем является рязанский князь Юрий, показанный по традиции опытным правителем и полководцем. В четвертой образ Ингваря раскрыт через плач, а не поступки. Это связано с отсутствием единого сюжетного развития. Способ реализации героев в двух первых частях – реально-исторический, в третьей эпическая гиперболизация, в четвертой – идеализация.
- Традиционное и новое в поэтике батальных сцен. Взаимодействие в поэтике «Повести» фольклорной, летописной, агиографической и ораторской традиций.
В описании батальных сцен используются воинские формулы гиперболического характера. Увеличивается концентрация художественных приемов, описывающих битву, но преобладающими становятся те тропы, которые описывают персонажей памятника. Поэтому в произведении появляются средства, свойственные не только воинской повести, но и плачам, житийной литературе, фольклору.
- Значение «Повести» в развитии героической темы в литературе.
Поэтика произведения оказала влияние на развитие воинской повести «Повесть о взятии Царьграда турками», «Повесть о нашествии Тохтамыша». Слышны отголоски в поэме С.Есенина «Евпатий Коловрат», в историческом романе В.Яна «Батый».
«Сказание о Мамаевом побоище»
План:
- Историческая основа летописных повестей о событиях 1380 г., «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище».
«Сказание..» - центральный памятник Куликовского цикла, рассказывающий о победе русских войск над полчищами Мамая в 1380 г.
- Жанровая природа произведений, входящих в Куликовский цикл и специфика художественного решения в них героической темы:
а) главный объект внимания автора;
б) соотношение исторического и легендарного начала;
в) связь мира природы и мира людей в памятниках Куликовского цикла.
В «Сказании..» усилена религиозно-нравственная трактовка событий 1380 г. Каждый шаг великого московского князя сопровождает молитва к Богу, на поле боя на стороне русских сражается и небесное воинство. Художественный вымысел в «Сказании..» выступает как литературно-публицистический прием. Повествование богато историческими параллелями из библейских времен. Символика света и цвета подчинена главной авторской задаче – прославить победу русского оружия. Пейзажные зарисовки, помимо символического значения, имеют и реальную эстетическую ценность. Природа словно помогает русским в борьбе с Мамаем: затянувшаяся осень радует светлыми днями и теплыми ночами, когда от обильной росы встают туманы.
- Основные направления эволюции воинской повести.
В описании битвы автор «Сказания…» возрождает традиции русского героического эпоса и «Слова о полку Игореве», используя постоянные эпитеты, устойчивые образы и мотивы (битвы-пира, поединка двух богатырей), гиперболы и традиционные сравнения. Устнопоэтические обороты соседствуют с книжно-риторическими образами и словосочетаниями, в чем выражается стилистическая особенность памятника.
- Древнерусские памятники о Куликовской битве как источник поэтического вдохновения для писателей.
А.Блок «На поле Куликовом», А.Солженицын «Захар-Калита», В.Распутин «Поле Куликово».
Вывод:
Усложнение традиционного построения воинской повести происходит за счет:
передачи большого количества молитв; появления распространенных описаний хода военных действий; введения дополнительных композиционных элементов – пейзажа и видения; нарушения хронологического порядка повествования путем перестановки рассказа об участии Дмитрия в бою; соединения отдельных сюжетных эпизодов в третьей части; использования большого количества авторских отступлений.
Назовите автора и укажите произведение:
- «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи, ему грозою, птиц пробудила; свист звериный встал; всбился див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе Тмутороканский идол».
(«Слово о полку Игореве»)
- «Услышав же от языка такое известие о нашествии безбожного царя, великий князь стал утешаться в боге и призвал к твердости брата своего князя Владимира и всех князей русских, говоря: «Братья князья русские, из рода мы все князя Владимира Святославича Киевского, которому открыл господь познать православную веру, как Евстафию Плакиде; просветил он всю землю Русскую святым крещением, извел нас от мучений язычества, и заповедовал нам ту же веру святую твердо держать и хранить и биться за неё».
(«Сказание о Мамаевом побоище»)
- «Долго идя по пустому полю, мы и сюда пришли как на пустое место, не чая кого-нибудь тут встретить. Шли и размышляли: почему так? Не отсюда ли повелась судьба России? Не здесь ли совершен поворот ее истории? Всегда ли только через Смоленск и Киев роились на нас враги?.. А вот никому не нужно, никому невдомек».
(Солженицын «Захар-Калита»)
- « На Поле Куликовом Русь отстояла себя. И не только, кстати, себя. И непо корным своим рабством, и окончательной победой она преградила татарам дорогу в Европу, к новым завоеваниям. Европа, к сожалению, не осознала этого мучительного и спасительного подвига тогда, мало осознает и теперь, когда, сделав за шесть столетий полный круг, история норовит встать на те же позиции...»
(В.Распутин «Поле Куликово»)
5. Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
(А.Блок «На поле Куликовом»)
6. Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ль встали мертвые
На побоище кроволитное?
(С.Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате»)
15 апреля 2019 г.