Защита проектов занятий по истории зарубежной литературы на филфаке

Защита проектов занятий по истории зарубежной литературы на филфаке

Ключевая задача данного занятия – формирование навыка анализа учебно-методических источников для обобщения и структурирования знаний по эстетике и поэтике  европейской литературы конкретной эпохи. Кроме того, важным представляется и освоения студентами анализа как способа действия,  владение навыками выявления  структурных компонентов текста, умения анализировать объекты в соответствии с учебной задачей,   владение умением  творческого применения информации.  Все эти задачи соответствуют требованиям, которые предъявляет  современная школа педагогу.

В ходе реализации проектов студенты группы Б-0081  смогли продемонстрировать умение разрабатывать и презентовать проект (учебное занятие), характеризующий конкретный историко-литературный период или литературное направление,  знания по  историко-культурной и эстетической характеристике эпохи, знание творческого пути основных персоналий и умение проводить комплексный анализ выдающихся памятников европейской литературы Средних веков и Возрождения на разных уровнях, а именно: структурном, сюжетно-образном, жанрово-стилистическом, идейно-тематическом.           

Защита проектов проходила в форме учебной конференции и включала несколько этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Ознакомление с критериями оценивание докладов (требования к содержательной части и к представлению проекта).

            3.Формирование  экспертной группы: в неё вошли представители каждой группы, кроме той, что выступает в данный момент, и они оценивали соответствие содержательной части проекта предложенному плану и качество представления проекта.

4.  Представление проектов.

5.  Вопросы и ответы участников конференции.

7. Обсуждение представленных докладов по определенному алгоритму и оценка проделанной работы.

8.  Оценка результатов.

До начала работы были сформированы рабочие группы по реализации отдельных тем. Всего таких групп было пять:

1 группа: «Литература Средних веков: идеи, имена, жанры».

2 группа: «Итальянское Возрождение как основа европейского гуманистического процесса: имена и открытия».

3 группа: «Франко-испанское Возрождение: новый герой и новаторский характер».

4 группа: «Возрождение в Северной Европе: от кризиса  – к новым идеям, жанрам, героям».

5 группа: «…я любимую зову,/ И верю, что найду мою отраду»: поэзия Ф. Петрарки и французские поэты Возрождения.

Группы формировались по рекомендации преподавателя, что позволяло включать в одну группу студентов с разным уровнем подготовки, разными навыками научно-методической работы. Основная цель всей группы  – совместно представить литературное движение конкретной эпохи, направление, стиль и страну, и для этого нужно было проанализировать научную и учебную литературу и, конечно, сами произведения. Необходимо отметить, что в ходе защиты проектов студенты второго курса получили, в основном, впервые, возможность проявить свои методические и учительские знания и таланты, попробовать себя и в роли педагога-лектора, и провести контроль знаний, и показать владение межпредметными компетенциями.  Особенно внимательно экспертная группа учитывала  разнообразие форм работы, способы подачи материала, структурность и логичность выступления, богатство речи и умение найти контакт, как внутри рабочей группы, так и с аудиторией. И конечно, наиболее интересной и важной частью проектов  стала подготовка вопросов для аудитории, умение вести дискуссию,  отвечать на поставленные вопросы и самим добиваться ответов. 

Студенты первой группы (Вахрушева А., Галацан М., Герфетдинова В., Гоголина И., Плотникова Т., Давудова С.) сделали акцент на создании историко-культурологической картины Средневековья. Подробно были рассмотрены религиозные основы средневековой литературы, роль и художественно-идеологическая динамика средневековых  эпосов: от создания мифологической картины мира в «Эддах»   –   до героических и национальных эпосов Франции, Испании, Германии. Большой интерес аудитории вызвал тест по рыцарской литературе, на знание куртуазных традиций и рыцарского кодекса.

 

Вторая группа (Цыганок А., Гницына В., Фролова И., Кичук Ю.) представили итальянское Возрождение. Сложный и объемный философско-эстетический материал был предложен группой в виде кластера, где в качестве центров верно были выбраны Человек и Бог. Подробно группа остановилась на грандиозной «Божественной комедии», ещё раз представив аудитории анализ образного мира Данте:

1 круг   

Страж:  Харон

Пребывающие:

Некрещёные младенцы и

добродетельные нехристиане

Наказание: Безбольная скорбь

 

2 круг

Страж: Минос

Пребывающие: Сладострастники

блудники и прелюбодеи, просто

страстные любовники)        

Наказание: Кручение и истязание бурей.

 

            Все отметили, как точно были подобраны группой цитаты для характеристики разных кругов ада, а затем проведена интерактивная игра:  «Меж ним и кручей мчались друг за другом Кентавры, как, бывало, на земле...».   «Их толпы вдоль реки снуют облавой, Стреляя в тех, кто, по своим грехам, Всплывет не в меру из волны кровавой» (1 пояс). «Там бурых листьев сумрачен навес, Там вьется в узел каждый сук ползущий, Там нет плодов, и яд в шипах древес»; «Они тоскливо кличут по деревьям» (2 пояс). «Где третий пояс лег внутри второго/ И гневный суд вершится с высоты. Дабы явить, что взору было ново, /Скажу, что нам, огромной пеленой, Открылась степь, где нет ростка живого». «Я видел толпы голых душ в пустыне…» (3 пояс).

                Безусловно, очень важно, что в занятии были использованы элементы интермедиальности, а именно: проведен сопоставительных анализ поэмы Данте Алигьери и гравюр Гюстава Доре.

            Третья  группа (Давыдов А., Ермакова Д., Каренгина Д. ,Олейник В. ,Сангинова Н.) представила занятие, посвященное творчеству Мигеля Сервантеса. В ходе занятия авторы предложили дискуссию по теме: «Мудр или безумен Дон Кихот». Действительно, возникла острая полемика, вопросы, предложенные авторами занятия, вызвали большой отклик аудитории, заставили задуматься над новыми аспектами великого романа. Кроме того, были проведены квиз-опрос и конкурс на  знание текста романа. 

 

            Четвертая группа (Маху Ю., Такиев Т., Мальцева А., Миргородский И.) продолжила разговор о гениальном наследии Ренессанса, предложив занятие по драматургии У. Шекспира. Особенно интересны были квесты и кроссворды, предложенные авторами занятия, а кроме того, ребята представили небольшие отрывки из великих трагедий Шекспира: сыграли  сцены из «Гамлета» и «Короля Лира», что позволило всем слушателям ещё раз окунуться в мир шекспировских страстей.

            Пятая  группа представила занятие по поэзии Ренессанса (Титенко О., Холматова Е., Закарьяева А., Рамазанова И., Строжкова Ю.). Акцент был сделан на жанровый анализ (баллады, сонета, канцоны), что позволило студентам очень полно выявить новаторство представленных поэтов. Интересные и сложные логические задачи, предложенные студентами, позволили под непривычным углом зрения рассмотреть лирическую поэзию Ф. Петрарки, Ф. Вийона, П. де Ронсара. Так, например, аудитория должна была решить логическую задачу о философских идеях в поэзии Петрарки и назвать основные понятия:

            Таким образом, в ходе защиты проектов студентами второго курса были представлены основные компоненты литературной жизни Европы данного периода.   Представлена  картина творчества ключевых писателей,   проанализированы  ключевые жанры, образы, темы, проблемы и мотивы (с текстовыми иллюстрациями и примерами); названы новаторские элементы, повлиявшие на мировой или национальный литературные процессы; определены направления взаимодействия творчества писателя с другими видами искусства (живопись, музыка и т.д.). Студентами была изучена и представлена информация о взаимодействии или влиянии крупнейших европейских писателей (стилей и направлений) на русскую литератур, а также многочисленные примеры, подтверждающие влияние  европейского литературного опыта на русскую литературу и культуру.

            Защита проектов в группе Б-0081 прошла успешно, подтвердив актуальность  выбора иных форм проведения контроля знаний студентов.

 

Параскева Е.В. к филол. н.,

ст. преподаватель

кафедры филологического

образования и журналистики СурГПУ

Теги филфак СурГПУ Параскева Е.В. проектная деятельность в вузе защита проектов группа Б-0081 СурГПУ СурГПУ
Связаться с нами