Виктория Автаева: «Север для иностранных школьников — это круто»
В конце октября Сургутский район очередной раз принимает в своих поселениях школьников из зарубежья, приехавших познакомиться с северными территориями в рамках международного лагеря «Диалог». В преддверии этого события беседуем с региональным представителем программы AFS в России Викторией Александровной Автаевой.
— Как я знаю, именно Вам пришла идея развития в нашем регионе программы с таким огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Лагерь «Диалог» — это основная площадка проекта?
— Да. Сургутский район подключился к этой программе в 2011 году, и уже в 2012-ом мы рискнули организовать международный лагерь. Лагерь состоит из иностранных участников AFS, обучающихся в различных регионах нашей страны. Этим ученикам предоставлена возможность путешествовать по России в каникулярное время. Мы понимали, что принимать иностранных школьников — большая ответственность. Но у нас все получилось!
AFS. Эта некоммерческая, неправительственная организация существует в РФ уже 25 лет! А началось это движение в 1914 году благодаря добровольцам, волонтерам. |
— По программе AFS Сургутский район не только принимает иностранных школьников, но и отправляет российских обучающихся на различные периоды обучения в другие страны?
— Несомненно. Конечно, это происходит с ведома и согласия родителей, учителей и школ, которые прониклись идеей ключевого момента программы. Когда идет речь о несовершеннолетних, естественно, возникают страхи, просчитываются возможные риски, поскольку дети пребывают в чужой стране, школе и семье. Однако, проверив в первую очередь на себе все нюансы программы, мы можем сказать, что доверяем программе AFS,
в первую очередь, в части обеспечения безопасности наших детей.
Дети Сургутского района ездят за рубеж в рамках программы обмена школьниками. Поселения Сургутского района приняли школьников двадцати стран за время существования лагеря. В этом году мы пополняем свою «географическую коллекцию» еще двумя странами — это Турция и Бразилия. То есть будет уже 22 страны (это вся Европа, Восток, Япония, Америка и Индия)! Двести двенадцать детей из 22 стран уже знают, что такое Сибирь.
И в это же время 18 человек обучились за рубежом в таких странах, как Италия, Финляндия, Чехия, Швейцария, Англия и другие.
В 2015 году мы подключились к AFS программе обмена школьников «Класс на класс». Ребята из Индии, ученики одной из школ города Индора, сначала приехали к нам, а в 2016 году с ответным визитом мы ездили в эту же школу. Сейчас ведутся переговоры о приеме в Сургутском районе школьников Индии на весенний период. В этот раз уже две школы подключились, так как и со стороны Индии, и с нашей стороны есть интерес к такому обмену.
Работая с Фондом «Интеркультура», школа может:поднять престиж и узнаваемость школы среди общественности своего города расширить кругозор своих учеников, сделать жизнь школы ярче, насыщеннее, привлекательнее. позволить учащимся, не покидая стен своей alma mater, познакомиться с миром: с новыми странами, с новыми языками, избавиться от стереотипов дать возможность педагогическому коллективу доказать, что они могут научить всех, даже тех, кто не владеет русским языком дать возможность членам учительского коллектива знакомиться с мировым педагогическим опытом дать учащимся возможность понять, что иностранный язык не просто школьный предмет, но, прежде всего, средство общения между людьми. иметь в школе носителя(-ей) иностранного языка, иметь школу–партнера в одной из 58 стран мира участвовать в международных программах, конкурсах, проектах |
— Можете ли выделить самое активное учебное заведение, работающее в районе по программе AFS?
— Думаю, самая активная школа — это Лянторская СОШ №7, великолепная по оснащенности, по кадровому составу администрации и педагогов-волонтеров, которая взяла на себя ответственность открыть лагерь. Волонтеры из Нижнесортымской СОШ, Белоярской СОШ №1, Барсовской СОШ №1 также являются активистами проекта, но географически друг от друга удаленные территории, поэтому упор делаем все-таки на Лянторской СОШ №7.
— Как Вы считаете, почему иностранцы выбирают Север России в качестве территории по обмену школьниками?
— Это не просто любопытство. Подростки любят риски, для них побывать здесь — это круто. Север — это круто.
А для тех, кто не видел никогда снега, особенно для детей из Индии, Таиланда, Бразилии — необыкновенные ощущения от нашей природы, и побывать в Сибири для них — что-то невообразимое. И, в первую очередь, этот опыт, конечно же, разрушает стереотипы. У всех абсолютно одинаковые стереотипы, основанные на политическом фоне, так же, как у нас: Сибирь — это ссылка, каторга, медведи, холод.
— Эти стереотипы разрушаются, когда дети приезжают сюда?
— Невозможно разрушить стереотипы теоретически, мы работаем над ними практически: только посмотрев нашу территорию, познакомившись с настоящей культурой, пообщавшись с людьми это возможно сделать. Когда дети выезжают из своей страны, они заполняют анкеты «Мое видение России до и после программы». Это такая небольшая процедура, неформальная, но она очень интересная, она нужная, вообще все страны ведут этот мониторинг.
Ведь у нас любая страна ассоциируется с определенным продуктом. О Голландии что мы знаем? Голландский сыр. И все. Швейцария? Швейцарский шоколад. Часы. А Россия что? Водка и матрешка! Вот они, стереотипы. Программа AFS помогает разрушить стереотипные представления о странах, она говорит нам, что все мы — люди. Эта программа о людях. И нет такого понятия как «лучше или хуже», формируется четкое понимание: у нас так, а в другой стране по-другому, и это надо принять и понять.
И очень лестно, как иностранные дети отзываются о России, изучив ее получше. В первую очередь отмечают в ней такую особенность, как хорошие добрые люди. Они также отмечают: «У вас женщины очень много работают». На месте возникают новые ассоциации: «добрые люди», «пельмени, борщ»; «русские жизнерадостные и пьют много чая». Былые стереотипы ломаются ненавязчиво, мы показываем нашу культуру, жизнь. Мы показываем, как многонациональна наша страна.
Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд развития Международных Образовательных программ «Интеркультура» (AFS России) — некоммерческая неправительственная организация, существует в Российской Федерации с 1992 г. Основная цель программ AFS IP — межкультурное обучение и глобальное образование, дающее молодым людям знания необходимые для жизни и эффективной работы в любой точке земного шара, способствующее развитию личности, воспитанию толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям. AFS IP включает в себя национальные партнерские организации в 59 странах мира и имеет статус в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы. |
— Русскому языку гостей-иностранцев в программе AFS обучаете?
— Обязательно! Но в самом лагере «Диалог» это происходит не сидя за партой, а непосредственно в текущих событиях и общения. Те, кто в лагере, владеют частично языком, так как они уже три месяца живут в России, у них были курсы интенсивного изучения русского языка, поэтому база у них есть.
Все, что мы показываем и рассказываем ученикам по обмену — на русском языке. Медленно, с расстановкой, в малых дозах. В любом случае, они видят наш уклад, слышат нашу речь, говорят по-русски. «Фишка» этой программы как раз — в изучении культуры другой страны посредством овладения языка страны.
Например, дети, которые сейчас у нас обучаются в Сургуте — это четыре итальянки и француз. И вот француз приехал с нулевым русским, неважным английским, но он преодолел этот языковой барьер. Интересный мальчик, зовут его Виктор. Каждый ребенок — это, конечно, индивидуальность. Это отдельная история. Я их всех помню. Я их всех вижу, встречаю в аэропорту. И когда ты с ним впервые здороваешься... Уникальные чувства…
— Интересный опыт.
— Очень интересный! Программа помогает подросткам просто полюбить жизнь. И увидеть ее перспективы. Представляете, этот ребенок будет всю жизнь в себе нести эти воспоминания и опыт. Возможно, они не свяжут свою жизнь с этой страной, но большинство детей, побывавших в России, связывают свою дальнейшую судьбу именно с Россией. Многие открывают для себя новые горизонты в будущем выборе профессии, поучаствовав в программе AFS. Эта программа добровольная, и она единственная, которая сохранила в себе эту волонтерскую сущность на протяжении 103 лет. Но заключается ее суть не в только в этом.
Одна из важнейших целей этой программы — подружить детей былых врагов. Раз взрослым иногда сложно договориться, попробуем мы! Ведь все мы — просто люди. Эта программа о людях и для людей.
— В любом случае, даже если дети не связывают свою жизнь с какой-либо из стран, эта программа оказывает на их мировоззрение огромное влияние.
— Вы представьте, дети 22-х стран побывали в России. Дети растут, с детьми общаются, общаются со взрослыми, затем взрослеют и формируют отношение к миру у своих детей, у других детей иначе.
— Какие страны вы посетили в прошлом году?
— Индия. Интересная страна. И перед тем, как поехать туда, мы попытались изучить этикет этой страны, культуру, традиции и нормы. Ведь этот проект далеко не туристического формата, он нацелен на установление межкультурного диалога. И когда ты приезжаешь в страну не как турист, ты видишь все стороны жизни в этой стране. Мы не сравниваем культуры разных народов. Нет. Повторюсь, цель — межкультурный диалог. Просто у них так, а у нас так. И это не значит, что нас хуже, а там лучше. Дети, окунувшись в атмосферу проекта, уже понимают это.
Многие туристы жалуются на то, как устроен быт в Индии, на слишком острые приправы к еде, но это философия их жизни. Как мы удивлялись коровам, которые ходят по улицам. Для них это так, и они с этим живут, для них это норма. Я сама жила в индийской семье, и это очень интересно. Мы обучались интересным вещам, например, учили язык хинди, учились танцам и пытались готовить блюда национальной кухни. Таким образом, различными способами мы устанавливали контакт с культурой страны.
— А в чем, по Вашему мнению, заключалась главная особенность той школы Индии, которая вас принимала?
— Дисциплина: 5000 детей в школе, и все сидят очень тихо, учитель — это святое. Дресскод. А также большое внимание в школе уделяют развитию моторики, ведь она развивает мышление. Каждый ученик многогранен — он танцует, он поет, он умеет рисовать, что-то лепить.
А что особенно поразило — отсутствие в школе гаджетов! Никаких телефонов, и об этом родителей предупреждают сразу. Это закон у них, несмотря на продвинутость их страны на информационном плане. Только учебник, учитель и человек.
Много внимания уделено физкультуре и творческой составляющей. Шахматы обязательны. Бассейн, всевозможные тренажерные залы. Образование в приоритете. У них культ образования.
Ты сам добиваешься хороших результатов, участвуешь в олимпиадах, конкурсах, все, что нарабатывешь в портфолио — самостоятельная работа, вне школы.
Столовой в школе нет, обед с собой. Но какие у них шикарные кукинг-классы (кабинеты по технологии приготовления еды)!
— Быть может, были в вашем путешествии в Индию какие-то запомнившиеся, забавные случаи?
— Нас было девять человек, на уроках нас начали учить по-хинди первым словам: «тише», «пожалуйста, тише!». Для нас так тихо вести себя непривычно. А еще мы на почетном месте увидели в школе кубок из Солнечной СОШ №1 «За высокие спортивные достижения» за 2015 год. Мы с классом из Индии играли в Солнечном в баскетбол. Школа эта интернациональна, вот они и поставили этот кубок на почетное место, когда привезли его из России.
— Что программу AFS ожидает в 2017-2018 учебном году в Сургутском районе?
— Все уже выходит на традиционный для нас уровень. Мы ждем лагерь; наши дети готовятся поехать в другие страны; ведутся переговоры с Индией по обмену новыми группами школьников. Новые — только эмоции! Ведь люди такие разные. Если к нашей программе присоединится какая-либо новая страна, мы будем счастливы принять участие в новой выездной программе.
— Как Вы считаете, чем важно сотрудничество России с AFS?
— AFS показывает наглядно, как у нас растут будущие дипломаты, и будущие врачи, и будущие журналисты с новыми взглядами на мир в целом. Испытав на себе всю сущность этой программы, дети понимают значение межкультурного диалога в жизни современного человека, в жизни всего человечества.
В.А. Автаева: — Я этой программой живу. Настолько вжилась в нее, что побывала на всех подпрограммах. И я уверена в этой программе. Моя дочь растет, и я сделаю все, чтобы она испытала те же прекрасные ощущения, которые испытывают наши дети и все волонтеры, которые поучаствовали в программе AFS. Это уникальная возможность не просто узнать о стране, а пообщаться с носителями культуры этих стран, вникнуть в их философию жизни — это дорогого стоит. Я никогда не хотела жить другой стране, но узнать — да. Наша страна достойная, и такое чувство гордости испытываю, когда именно к нам, северянам, проявляется огромный интерес иностранных учеников. Мы являемся непосредственными участниками особых «дипломатических моментов», когда простые люди, представители уже 22 стран не побоялись отправить своих детей в Россию. В прошлом году просто был бум — в два раза больше человек приехали именно к нам (из возможных 15 приехали 32 подростка). И мы приняли всех. За это огромное спасибо принимающим семьям, без них ничего бы не получились. И я заряжаюсь особой энергией благодаря этой программе: когда я работаю с волонтерами, волонтерами-детьми, волонтерами-родителями, волонтерами-педагогами, когда вижу такую заинтересованность окружающих, заряжаюсь энергией общей деятельности, общей цели”. И мы можем со всей ответственностью сказать: «Мы пытаемся сделать мир лучше». Это не громкие слова, это девиз всех участников программы Межрегионального благотворительного общественного фонда «Интеркультра» (AFS России). |
Элина Фатхиева,
студент направления
«Журналистика» СурГПУ
e.fatkhieva@mail.ru