Сценарий телеигры "Грамотеи"

Сценарий игры «Грамотеи»

Дата и место съёмки: 7 мая 2019, МБОУ СОШ №19.

Время съемки: 45 минут.

Авторы сценария: Любовь  Гризлюк, ст. преподаватель кафедры ФОиЖ СурГПУ, Юлия Прусакова, студентка направления «Деловая журналистика» НВГУ

Эксперты: Бреусова Елена Ивановна, к.фил.н., доцент СурГПУ;

Зворыгина Ольга Ивановна, к.фил.н., доцент СурГПУ;

Руднева Ольга Викторовна, к.фил.н., ст. преподаватель СурГПУ.

Ведущий: Марина Галактионова, ученица 11Б класса МБОУ СОШ №19.

Участники:

Три команды по три школьника – обучающиеся 8-х классов.

Зрители: учащиеся 8-х классов МБОУ СОШ №19.

Жюри:

Бреусова Елена Ивановна, к.фил.н., доцент СурГПУ;

Зворыгина Ольга Ивановна, к.фил.н., доцент СурГПУ;

Руднева Ольга Викторовна, к.фил.н., ст. преподаватель СурГПУ;

Зубкова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19.

Реквизит:

три стола, нагрудные наклейки с логотипом игры, бумага, ручки, карандаши для команд школьников;

столы, стулья, таблички,  листы оценивания для жюри;

баннер с логотипом игры, шары с логотипом;

дипломы, благодарственные письма участникам и членам жюри;

подарочные пакеты, сладкие призы для участников игры.

Грамотеи без фона


Ведущий стоит в центре зала, участники стоят за столами рядом со своими командами, три члена жюри сидят за одним столом, сбоку от участников, напротив участников в зале сидят зрители.
Каждая команда одета в одной цветовой гамме и стиле. Возле участников стоят шары с логотипом, за ними баннер, на командах тоже логотипы.
Играет музыка  на фоне
.

Ведущий приветствует зрителей и участников.

Ведущий. Добро пожаловать на шоу! В эфире программа «Грамотеи», сегодня вы увидите настоящий интеллектуальный поединок и  узнаете больше о русском языке.

В этом выпуске три команды будут бороться за звание грамотеев.  А кто же из них заслуживает это звание, определит наше компетентное жюри – настоящие эксперты в области русского языка!

Итак, знакомьтесь, кандидаты филологических наук, действующие преподаватели СурГПУ: Елена Ивановна Бреусова, Ольга Ивановна Зворыгина, Ольга Викторовна Руднева, а тауже учитель русского языка и литературы Наталья Александровна Зубкова – именно они и помогут нам выявить победителя сегодняшнего поединка.
Самое время познакомиться с командами. Все участники команд - ученики девятнадцатой школы. (Участники приветственно машут руками, когда их представляют).  

Команда номер один  - Женя, Лена и Паша (ведущий рассказывает о команде).

Команда номер два -  Коля, Полина и Олег (ведущий рассказывает о команде).

 Команда номер три -  Вика, Дима и Аня (ведущий рассказывает о команде).

Ну что ж, проверим, кто здесь знает русский язык на «пять с плюсом». Каждую команду ожидает три этапа, в которых им предстоит ответить на интересные вопросы и выполнить различные задания.

Итак, преступим к первому заданию. Думаю, что на этом этапе у вас не возникнет трудностей, поэтому времени на раздумья у вас не будет, задание достаточно легкое.

Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь. Итак, внимание. Побеждает тот, кто первый поднимет руку и скажет правильный ответ!

Вопросы:

Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).

Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (блоггер).

Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов (шоппинг).

Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру (селфи).

Жюри фиксирует ответы.

Ведущий. Как я и говорила, участникам не составило труда пройти первое испытание. Дальше будет немного сложнее.  Результат первого задания зафиксирует наше компетентное  жюри.

А мы идем дальше.

Двадцать первый век – век социальных сетей и общения. Наверняка все вы слышали о такой сети, как Инстаграм? Напомню, сейчас очень актуально и популярно выкладывать свои фотографии  и видео в сеть, а с помощью Инстаграма это очень просто сделать. К фотографиям любой подписчик может оставить комментарии и выразить свои эмоции, сказать о том, как ему нравится фотография, или почему она не нравится. Но в основном все эти комментарии однообразные, скучные и короткие: «классно», «круто», «красиво» - банальные сленговые слова, шаблонные фразы.

Согласитесь: тому,  кто выставляет фото, было бы интереснее читать наполненный красивыми, правильными словами и выражениями комментарий.
Итак, каждой команде мы предлагаем написать комментарий в Инстаграм. Придумайте красивый, наполненный комментарий с использованием литературных слов, вы можете выбрать любую фотографию в своей ленте, это может быть ваш товарищ по команде. Здесь вы можете разгуляться и использовать весь свой словарный запас. На это задание дается пять минут.
(По звуковому сигналу участники приступают к заданию, если есть проектор, то на нем идет отсчет 3,2,1…)

Ведущий объявляет конец задания.
- Ну что ж, время вышло. Предлагаю участникам продемонстрировать результат (участники вслух зачитывают свои комментарии).

Ведущий.  Жюри уже делает записи и выбирает лидера в этом этапе. (Обращаясь к жюри) Прошу вас отразить все результаты.  Я думаю, что команды достойно справились с заданием, согласитесь, так комментировать намного интереснее.

Сейчас я предлагаю посмотреть сюжет, в котором наши эксперты расскажут о том, почему важен русский язык и какие проблемы существуют в этой области.

(Сюжет на 1,5 минуты: эксперты отвечают на вопросы о важности знания русского языка и о проблемах).

 А мы приступаем к следующему заданию. Итак, участникам будут приведены исторические данные о личностях, фамилии которых стали нарицательными. Слова, которые мы просим угадать, символизируют либо описывают какое-то действие. Уважаемые команды, я предлагаю вам отгадать фамилии людей, о которых сейчас расскажу. Побеждает команда, быстрее всех давшая правильный ответ.

А) В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие-либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним.

С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).

Б) В первой четверти IXX века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб-медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача-немца. Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).

Ведущий. Вы справились с третьим заданием, и как мне кажется достаточно успешно, по крайней мере, теперь вы точно знаете происхождение этих слов. Думаю, что командам было полезно узнать, отчего произошли эти слова. На самом деле, существует огромное количество понятий образованных таким образом. Если кому-то интересно, то всю информацию можно с легкостью найти в интернете.

Ну а вас ожидает следующее задание. Всем известно, что русский язык богат пословицами, на каждую жизненную ситуацию. Сейчас вам нужно подобрать русские эквиваленты (соответствия) к следующим пословицам и фразеологизмам и объяснить их. Выигрывает тот, кто быстрее найдет все соответствия.

А) Принять пузыри за фонари (франц.)
Ответ: Принять за чистую монету.

Б) Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) Ответ: Когда рак на горе свиснет.

В) И в хороших огородах есть гнилые тыквы (осетинск.)
Ответ: Ложка дёгтя в бочке меда.

Ведущий: Уловить правильный смысл пословиц не так уж и просто, но без пословиц не обходится ни один язык! Уважаемые жюри, хочу спросить у вас, как думаете, чем полезны такие вот задания, на поиск похожей по смыслу пословицы?
Жюри дает короткие ответы, призывает школьников к изучению русского языка.

Ведущий. Следующее задание достаточно простое. Вам предстоит отвечать нон-стоп. Я буду называть устаревшие названия частей человеческого тела, которые часто встречаются в русской поэзии, а ваша задача заменить их современными синонимами. Побеждает та команда, которая быстрее всех подберет синонимы.

чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.

Отлично, мы уже на финишной прямой!
Вы уже посмотрели сюжет о важности знания русского языка и грамотности. Думаю, что здесь есть те, кто абсолютно согласен со всем ранее сказанным нашими экспертами, возможно, кто-то согласен частично. Сейчас я предлагаю каждой команде ответить на главный вопрос сегодняшней программы.

Почему знание русского языка и его истории важно?

Думаю, что у каждого своя позиция на этот счет, нам было бы интересно ее узнать. Это будет ваше заключительное задание. На выполнение задания у вас есть три минуты. Приступаем, время пошло!

Участники работают над заданием. Затем озвучивают по очереди свои мнения.

Ведущий. Время вышло, и это было последнее, заключительное испытание нашего интеллектуального поединка.

Прошу озвучить ваши мнения об участии в программе, уверена вам есть что сказать, а мы готовы услышать вашу точку зрения.

Уважаемые эксперты и зал, предлагаем выслушать команду номер один.  

Члены команды поочередно  высказывают мнение.

Что ж, это было интересно! Мы переходим к команде номер два.

Члены команды поочередно  высказывают мнение.

Отлично! Жюри уже оценивают ответы. Время озвучить свое мнение команде номер три, ребята, мы вас слушаем.

Члены команды поочередно  высказывают мнение.

Да, это было действительно интересно.

Итак, пока жюри оценивают команды и выбирают победителя, я хочу спросить зрителей, узнали ли они сегодня что-то новое для себя или может быть им понравилось какое-то задание больше, чем остальные?

Ведущий спрашивает пару-тройку зрителей.

Ведущий. Вот и жюри уже готово огласить результаты, прошу, вам слово.

Члены жюри подводят итоги, рассказывают о плюсах и минусах ответов участниках, анализируют их работу. Объявляют победителя и поздравляют команды. Командам выносят призы.

Ведущий. А мы на этой чудесной ноте завершаем нашу программу и прощаемся с вами, дорогие зрители! Помните, русский язык -  это основа нашей с вами культуры!

28 мая 2019 года

Связаться с нами