ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕМА: «НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ О “БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ” (ПО РАССКАЗУ А.П. ЧЕХОВА “КАШТАНКА”)», 5 КЛАСС

Миннуллина Г.Р., студентка группы Б-8081;

Кашкарева А.П., канд. филол. наук,

старший преподаватель кафедры

филологического образования и журналистики СурГПУ;

Сафонова Н.Н., канд. филол. наук,

доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ

Тема урока: Нравственные уроки о «братьях наших меньших» (по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

Класс: 5

УМК: под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 5-9 класс (базовый уровень)

Цель: закрепить знания учащихся о нравственной направленности рассказа А.П. Чехова «Каштанка»

Задачи:

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Термины: портрет, деталь, интерьер

Дидактические средства и оборудование: рабочие листы с заданиями, жетоны

Литературоведческая концепция: Антон Павлович Чехов – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними, нередко именно собаки становились героями его произведений. Как подсчитано, в его произведениях действует 124 собаки! Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть сразу информирует читателя о содержании текста. Сюжет «Каштанки» был подсказан А.П. Чехову В.Л. Дуровым. В его основу легли подлинные события из цирковой жизни известного дрессировщика и подобранной им собачонки. «Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. Не только в «Каштанке», но и в «Белолобом», «Событии» Чехов показал, что доброе отношение человека к животным важно не только для животных – оно гораздо важнее для самого человека.

Планируемые результаты:

- умеют выражать своё мнение в рамках проблемного вопроса;

- умеют использовать знания в практической творческой деятельности;

- владеют навыками групповой работы;

- умеют нравственно-этически оценивать поступки героев.

Учебная задача: Каково идейное содержание рассказа А.П. Чехова «Каштанка»? Посредством какого героя автор утверждает идею необходимости бережного отношения к животным?

Название, содержание и цель этапа урока; длительность этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы и приёмы, формы обучения

Результаты

Организационный этап (1 мин.)

Учитель приветствует

учащихся.

— Добрый день! Сегодня нас ждёт необычный урок, он пройдёт в несколько этапов, а какими именно будут этапы, определите вы сами!

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя.

Словесный метод, фронтальная работа, создание благоприятной атмосферы.

Самостоятельно

организовывают свое

рабочее место;

обладают волевой саморегуляцией;

анализируют информацию и делают выводы.

Актуализация знаний (4 мин.)

Учитель обращает внимание учащихся на доску:

— Ребята, что является самым важным в произведении? Ради чего мы читаем?

— Верно, давайте подумаем, что нам может помочь в определении идеи произведения? Через что мы можем понять авторскую позицию?

— Верно, а какие средства создания образа вам знакомы?

— Замечательно, ребята, а что необходимо сделать перед тем, как приступить к анализу? Первый важнейший шаг заключается именно в этом.

УС №1. Повторение изученных теоретических аспектов.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

(Чтобы постичь идею текста, идея – самое важное, то, что до нас хочет донести писатель)

(Средства выразительности, построение системы образов, художественные детали – всё это помогает постичь идею произведения. Авторскую позицию можно понять посредством анализа образной системы)

(Речевая характеристика, портрет, деталь, интерьер)

(Необходимо прочитать произведение)

Словесный метод, фронтальная работа.

Ориентируются в системе имеющихся знаний;

строят устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

принимают и сохраняют учебную задачу.

Постановка целей, задач. Мотивация к учебной деятельности (4 мин.)

Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.

— Здорово! Наши этапы уже намечены, нам предстоит пройти длинный путь. Урок наш пройдёт в несколько туров, попытайтесь определить самостоятельно (учитывая всё сказанное ранее), какие туры необходимо нам будет пройти?

— Как вы точно определили наш предстоящий путь! Верно! От содержания к образам, от образов к идее! Ребята, предлагаю всем разделиться на 2 команды и приступить к познанию текста!

Учитель раздаёт рабочий лист №1

Учащиеся слушают учителя, высказывают предположения.

(Сначала нам надо будет проверить знание содержания, потом рассмотреть образы и определить идею)

Учащиеся делятся на подгруппы.

Словесный метод, фронтальная работа.

Умеют прогнозировать свою деятельность; интерпретируют произведение для решения учебных и познавательных задач;

приобщаются

к ценностям русской

культуры,

выдвигают

предположения на

основе имеющихся

знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин.)

1 тур «Поле чудес» (Приложение 1)

Каштанка потеряла хозяина, за помощью она обратилась на Первый канал. Путешествие Каштанки по ТВ начинается!

Помочь Каштанке найти хозяина смогут далеко не все, для начала вам необходимо ответить на вопросы, направленные на проверку знания содержания рассказа. Крутите барабан и отвечайте!

Время на ответ: 30 секунд.

УС №2. Проверка знания содержательного аспекта рассказа.

Распределение баллов, выдача жетонов.

— Вы замечательно справились, теперь каждый из вас может с гордостью сказать: я прочитал рассказ Чехова «Каштанка»! Если мы знаем содержание, значит, смело можем перейти к анализу образов.

Учитель раздаёт рабочий лист №2

Учащиеся слушают учителя, каждая группа поочередно крутит барабан.

Кто играл на дудке в цирковом номере? (хозяин)

С кем познакомилась Каштанка в доме у незнакомца? (с гусём)

Куда хозяин спрятал Каштанку и кота? (в чемодан)

Кто такой Иван Иваныч? (дрессированный гусь)

Как назвал незнакомец Каштанку? (тёткой)

Почему умирает гусь? (на него наступила цирковая лошадь)

По кому тосковала Каштанка в новом доме? (по Федюшке)

Какой породы была Каштанка? (помесь таксы с дворняжкой)

Словесный метод, групповая работа.

Умеют оформлять свои мысли в устной речи;

осуществляют совместную работу внутри группы, обладают навыками совместной работы.

2 тур  «Модный приговор» (Приложение 2)

Оказывается, Каштанка попала в руки к некому мистеру Жоржу. Каштанке совсем не нравится у него, он пообещал, что отпустит собачку на поиски хозяина, если вы быстро и правильно подберёте гардероб Жоржу. Посмотрите внимательно на предложенные картинки, приклейте ту одежду, которая больше подходит Жоржу. Как только с одеждой будет покончено, выполните задание из кармашка.

Время на выполнение: 3 минуты.

УС №3. Анализ системы образов героев с учётом ценностного подтекста.

Распределение баллов, выдача жетонов.

— Молодцы! Ребята, давайте подумаем, какие 3 образа являются ключевыми в раскрытии идейного замысла рассказа?

— Верно, давайте попытаемся очертить значимость каждого образа. Так как мы начали с Мистера Жоржа, то им и продолжим. Откройте учебники, найдите цитаты о Мистере Жорже, которые характеризуют его нравственные черты.

— Замечательно, Жорж отличается хорошим отношением к животным, он никогда не обижал Каштанку, мы можем сказать, что герой отличается гуманным отношением к животным.

— Обратимся к образу Луки Александровича, найдите подобные цитаты о Луке.

— Хорошо, ребята, образ Жоржа и образ Луки связан с третьим ключевым образом. С кем же?

— Верно, образ Каштанки является ключевым в рассказе, давайте найдём в тексте цитаты, которые характеризуют собачку.

— Вы большие молодцы, Каштанка, действительно, собачка надёжная, верная, главным для неё остаётся хозяин, даже если вокруг есть соблазн в виде успешной цирковой карьеры или материальных благ. Каштанка – ключевой герой рассказа, поэтому следующий тур будет связан с раскрытием её нравственных черт посредством описания хозяина.

Учитель раздаёт рабочий лист №3

Учащиеся слушают учителя, каждая группа выполняет задание.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Каштанка, Мистер Жорж, Лука Александрыч)

(«Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик!» - Жорж добрый;

«Бедный Иван Иваныч! — говорил хозяин, печально вздыхая. — А я-то мечтал, что весной повезу тебя на дачу и буду гулять с тобой по зеленой травке. Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уже нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя?» - Жорж ценит животных, действительно переживает из-за потери гуся;

«...он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «Пошла вон, треклятая!» - Жорж хорошо относится к Каштанке)

(«Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра...» - Лука плохо относится к Каштанке, называет «насекомым существом»

«Однако плохо же кормят тебя твои хозяева! - говорил незнакомец...» - у Луки ужасные условия жизни для собаки, хозяева не кормили её, что подтверждает плохое отношение Луки к Каштанке)

(«С Каштанкой»)

(«Училась она очень охотно и была довольна своими успехами..» - Каштанка была способной, умной.

«…неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком...» - Каштанка скучала по хозяину, была верной собакой, для неё был важен хозяин, несмотря на его ужасное отношение к ней.

«…было скучно, грустно и хотелось плакать. Она даже не понюхала лапки, а пошла под диван, села там и начала скулить тихо» - Каштанка переживает смерть гуся, она чуткая, умеет сопереживать.

Словесный метод, групповая работа, аналитическая работа, работа с учебником.

Умеют оформлять свои мысли в устной речи;

осуществляют совместную работу внутри группы, обладают навыками совместной работы; умеют работать с учебником.

3 тур «Жди меня» (Приложение 3)

Составьте обращение в редакцию программы «Жди меня», не забывайте, характеристика хозяина должна быть максимально точной, иначе найти его будет невозможно!

Критерии:

- соответствие содержанию рассказа;

- полнота характеристики;

- отображение опознавательных атрибутов (предметов, которые могут характеризовать хозяина)

Время на выполнение: 7 минут.

УС №4. Составление письма с целью выявления нравственных черт Каштанки.

Распределение баллов, выдача жетонов.

Учащиеся слушают учителя, каждая группа выполняет задание. Группы представляют ответы.

Словесный метод, групповая работа.

Подведение итогов (7 мин.)

Учитель подводит учащихся к формулированию выводов:

— Ребята, нам удалось пройти этот тернистый путь от содержания к идее, настала ключевая точка нашего урока. Взгляните на ваши письма, на характеристику героев (кто является действующими лицами) и порассуждайте, в чём, на ваш взгляд, заключается идея рассказа?

— Верно, учитывая, что сам писатель тоже трепетно относился к животным, то и в рассказе о собаке отразилось такое бережное отношение к животным!

Учащиеся слушают учителя, выдвигают предположения.

(Идея рассказа заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка осталась преданной хозяину, несмотря на комфортные условия жизни у Жоржа)

Словесный метод, фронтальная работа.

Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

совместно работают с учебным материалом; умеют обобщать изученный материал.

Рефлексия (5 мин.)

Учитель подводит учащихся к рефлексии:

— Ребята, вы отлично справились со всеми поставленными задачами, пришло время подвести итоги.

Каждая группа должна выбрать по 1 подарку (игрушка-собачка, игрушка-кот, игрушка-гусь) и обосновать, почему вами была выбрана именно эта игрушка, какие качества выражаются в данном герое.

— Замечательно! Давайте посчитаем баллы и выберем группу-победителей. Победившие получают отметку «5», проигравшие - помогают в оформлении классного уголка «Животные – наше всё». Благодарю всех за урок! До свидания!

Учащиеся слушают учителя. Выбирают игрушки, обосновывают ответ.

(Игрушка-собачка: преданность, добро, самоотверженность.

Игрушка-гусь: старательность, преданность.

Игрушка-кот: мудрость)

Словесный метод, фронтальная работа.

Оценивают

свою деятельность на уроке,

излагают мысли в устной речи;

выделяют и осознают

то, что уже усвоено.

 

Приложение 1

Каштанка потеряла хозяина, за помощью она обратилась на Первый канал. Путешествие Каштанки по ТВ начинается!

1 тур «Поле чудес»

Помочь Каштанке найти хозяина смогут далеко не все, для начала вам необходимо ответить на вопросы, направленные на проверку знания содержания рассказа. Крутите барабан и отвечайте! Время на ответ: 30 секунд.

1каш

Приложение 2

2 тур «Модный приговор»

Вы отлично справились! Оказывается, Каштанка попала в руки к некому мистеру Жоржу. Каштанке совсем не нравится у него, он пообещал, что отпустит собачку на поиски хозяина, если вы быстро и правильно подберёте гардероб Жоржу. Посмотрите внимательно на предложенные картинки, приклейте ту одежду, которая больше подходит Жоржу. Как только с одеждой будет покончено, выполните задание из кармашка. Время на выполнение: 3 минуты.

Мистер Жорж

https://e7.pngegg.com/pngimages/967/797/png-clipart-fedora-hat-hat-vector-hat.pnghttps://i.pinimg.com/originals/1c/4a/ce/1c4ace6379ce855fe95be333058f7014.pnghttps://printing-t-shirts.podaru.ru/assets/images/products/595/1847307tif1000x1000.jpghttps://e7.pngegg.com/pngimages/341/606/png-clipart-sorting-hat-top-hat-magic-hat-game-hat-hat-table.png

222каш

3каш

Задание: Какие ещё были животные у Мистера Жоржа?

Изобразите их рядом с Жоржем, не забудьте про клички!

 

 

Приложение 3

3 тур «Жди меня»

Ура! Каштанка освобождена… но хозяина всё ещё нет. Составьте обращение в редакцию программы «Жди меня», не забывайте, характеристика хозяина должна быть максимально точной, иначе найти его будет невозможно!

Критерии:

- соответствие содержанию рассказа;

- полнота характеристики;

- отображение опознавательных атрибутов (предметов, которые могут характеризовать хозяина)

Время на выполнение: 7 минут.
4каш

Опознавательные атрибуты:

 

Приложение 4

Жетоны

Список используемой литературы:

1. Антошина, Т. С. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. ( Библиографический обзор .) / Т. С. Антошина // Филологический класс. – 2004. – № 11. – С. 126-127.

2. Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.

3. Бялый Г.А. Антон Чехов // История русской литературы. В 4-х т. Т.4. – Л., 1983. – С.177-232

4. Гармаш, С. А. Использование интерактивных приемов при изучении творчества А.П.Чехова в современной школе / С. А. Гармаш // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. – № 4. – С. 170-178.

5. Громов М.П. Чеховиана. – М., 1990-1996.

6. Гурвич И. Проза Чехова. Человек и действительность. – М., 1970.

7. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979.

8. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

9. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. Том 3. – Москва : Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук, 2009. – 624 с.

10. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение. – М., 1986.

Связаться с нами