ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ТЕМА: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА» (6 КЛАСС)

Луконина В.Е., студентка группы Б-9081;

Кашкарева А.П., канд. филол. наук,

старший преподаватель кафедры

филологического образования и журналистики СурГПУ;

Сафонова Н.Н., канд. филол. наук,

доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ

1. Тема урока: Жизнь и творчество А. П. Чехова.

2. Класс: 6

3. УМК: УМК под ред. В. Ф. Чертова, 6 класс

4. Цель: изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова

5. Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

6. Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

7. Планируемые результаты:

 Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

8. Термины: биография, юмористический рассказы, портрет, литературный журнал.

9. Дидактические средства и оборудование: презентация, письма А. П. Чехова, журнал «Стрекоза», критические статьи, портрет А. П. Чехова, кластер.

10. Литературоведческая концепция:

Биография, как литературный жанр, играет важную роль в изучении произведений великих писателей. Благодаря ей, значение такой личности, как А. П. Чехов трудно переоценить, он был человеком удивительно многоликим – он был доктором и писателем. Он умел видеть пестроту фактов действительности, сложность и противоречивость жизненных явлений – смешное и грустное, забавное и трагическое, ничтожное и великое, пошлое и прекрасное.

Антон Павлович Чехов: «Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Д. В. Григорович:  «У Чехова настоящий талант, – талант, выдвигающий его далеко из круга литераторов нового поколенья.

Чехов обладал умением немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Потому его малая проза и встала в один ряд с большими романами, ознаменовала собой этап в истории повествовательного искусства. Вся человеколюбивая деятельность Чехова, протекавшая от начала и до конца в трудных условиях личной жизни, в условиях тяжелого недуга, была большим жизненным подвигом.

11. Учебная задача: Как жизненней путь писателя повлиял на его творчество?  

Название, содержание и цель этапа урока; длительность этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы и приемы, формы обучения

Результат

Организационный этап (1 мин)

Цель: настроить обучающихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние обучающихся перед изучением темы

Организация пространства класса для работы.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке, подготовьте свои рабочие места и давайте приступим к занятию.

Подготовка рабочего места. Учащиеся настраиваются на рабочий лад.

Фронтальная форма

Учащиеся приветствуют учителя, подготавливают своё рабочее место к занятию.

Мотивационный этап. Постановка цели и учебной задачи. (7-8 мин)

Цель: активизация и мотивация обучающихся к усвоению нового материала, подведение обучающихся к теме занятия, постановке цели урока.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с выражение английского философа и историка Томаса Карлейля «Биография — это единственная история». Как вы думаете, что хотел сказать этими словами автор?

Я с вами совершенно согласна. Биография – это действительно описание чьей-либо жизни. Из неё мы можем узнать о каких – то особенностях той или иной личности, об её увлечениях, интересах, взглядах и т.д.

А часто ли вы читаете биографии известных людей? Чьи это обычно биографии? Зачем читаете? Почему не читаете?

С какой целью мы обычно обращаемся к биографиям?

А на уроках литератур мы с вами обращаемся к биографиям? Для чего как вы думаете?

Вы правы, биография писателя действительно помогает нам увидеть то, что спрятано в глубине текста, услышать голос и увидеть автора в произведении.

А интересно ли читать такую литературу (биографии)? Как вы думаете почему?

Какие из прочитанных вами биографий (в том числе и тех, что помещены в учебнике) вам особенно запомнились и почему? Почему они вам запомнились? Почему не запомнились?

Ребята, а как вы думаете, как создаётся биография?  Откуда ученые берут информацию для создания биографий?

А вы знаете, как называются люди, которые занимаются изучением жизни других людей и составлением их биографий?

На слайде:

Биограф - составитель биографии. (Токовый словарь Ожегова)

Хорошо, мы с вами выяснили, что биография играет важную роль в анализе творчества писателей, что из биографий мы можем узнать о личности и эпохе автора. Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть в роли настоящих биографов и изучить биографию одного очень талантливого писателя.

Автор хотел сказать о том, что биография воссоздаёт историю человека, из неё мы можем узнать о его увлечениях и интересах, о его жизни в целом и т.д.

Кто – то часто читает, кто- то нет, кто-то вообще не читает (писателей, певцов, артистов, царей, полководцев и т.д.).

Для того чтобы узнать о жизни личности, о её увлечениях, интересах

Обращаемся, чаще всего к биографиям авторов произведений, для того чтобы узнать какие жизненные факты повлияли на творчество писателя, как прошло его детство и сформировалось его мировоззрение.

Кому – то интересно, кому – то нет. (интересно, потому что можно узнать об интересных фактах и т.д. Неинтересно, потому что скучно).

Биография Л. Н. Толстого, так как мы недавно изучали его творчество.

 

Лично общаются с людьми, из писем, из различных документов, из дневниковых записей писателей, из автобиографий писателей и т.д.

Да\нет

.

Фронтальная форма

Беседа

Используется дидактическое средство: цитата

Работа со словарем

Учащиеся слушают учителя. Анализируют высказывание. Отвечают на вопросы учителя. Актуализируют знания о том, что такое биография

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: актуализировать знания, постановка цели урока.

С творчеством этого писателя мы с вами уже знакомились. (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 1.) Посмотрите внимательно на слайд, на нём представлены иллюстрации из произведений этого автора. Давайте вспомним названия этих произведений и соответственно назовём их автора. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Что нового узнали о писателе?

А какие факты из жизни А. П. Чехова вы помните?

А сейчас я предлагаю вам окунуться в эпоху XIX века и посмотреть видеофрагмент о жизни А. П. Чехова. Внимание на доску (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Так, мы с вами вспомнили частичные фрагменты из жизни А. П. Чехова. Что из просмотренного видеоролика вам особенно запомнилось? Почему? А может быть, вы что-то уже знали или наоборот услышали это впервые.

Сколько интересных фактов мы уже сегодня узнали! А как вы думаете, вся ли информация об А. П. Чехове поместилась в данном видеоролике?

Как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока. Давайте поставим перед собой цель урока.

А как вы думаете (УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА) как жизненный путь писателя повлиял на его творчество? 

Это и предстоит нам сегодня узнать на уроке.

Это иллюстрации из рассказов «Мальчики» и «Каштанка», автор этих произведений А. П. Чехов.

 

Вспоминают факты или не вспоминают

Где жил писатель, что он был врачом и т. д

Узнали, что он любил домашних животных. Вспомнили, что он родился в Таганроге.

 

Конечно, нет!

Биография и творчество А. П. Чехова

Цель урока: Изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова

Фронтальная форма;

Используется дидактическое средство обучения: иллюстрации, видеоматериал

Учащиеся выполняют задание, вспоминают пройденные произведения Чехова с помощью иллюстраций. осуществляют самопроверку, ц ходе просмотра видеоролика вспоминают основные факты о жизни А. П. Чехова, изученные в 5 классе. Формулируют цель урока

Этап усвоения новых знаний (10 мин)

Цель: получить знания в новой ситуации.

Напоминаю, что сегодня мы с вами настоящие биографы, но перед тем, как мы приступим к работе по исследованию биографии А. П. Чехова, хочу обратить ваше внимание на памятку биографа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)!

Как мы с вами сегодня уже говорили биография, как и любой другой жанр, создается по определенным правилам и законам. Давайте обратим на них внимание:

• Фактологический характер: в основе лежат конкретные факты, касающиеся жизни какого-либо человека.

• Документальность: биография опирается на воспоминания очевидцев и современников, письма, дневники и иные документы, относящиеся к прошлому человека.

• Достоверность: сведения о жизни персоны, которой посвящена биография, максимально объективны и проверены с точки зрения их подлинности.

Таким образом, в работе мы отражаем объективные и достоверные факты!

Сегодня на уроке нас с вами ждет групповая работа. Каждому из вас сейчас достанется карточка с изображением (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), ребята с одинаковыми изображениями на карточках будут сегодня работать в одной группе. Каждая группа получит своё задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 2)

  • Первая группа. Вы сегодня будете анализировать портреты А. П. Чехова. (Подумайте, как с помощью портретов можно отразить биографию автора! Галстук бабочка, очки)

  • Вторая группа. Сегодня вы будете исследовать журнал «Стрекоза», с которым А. П. Чехов активно сотрудничал. Вам также необходимо выявить взгляды А. П Чехова на жизнь и на его творчество (псевдониме)

  • Третья группа. Вы будете исследовать воспоминания современников А. П. Чехова

  • Четвертая группа. Сегодня вы будете исследовать письма А. П. Чехова, вам необходимо проанализировать их и выявить взгляды А. П Чехова на жизнь и творчество.

Полученную информацию вам будет необходимо занести в кластер! По ходу выполнения работы, каждая группа заносит свой ответ в своё окошко, когда будут выступать другие группы, вы будете внимательно слушать и дополнять свой кластер.

Анализ работы групп, по ходу выступления обучающихся, учитель комментирует выступления детей, обращает внимание на то, что необходимо записать в кластер. (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 3)

Слушают задание на урок, делятся на группы, приступают к выполнению работы.

Ответ первой группы:

У Антона Павловича Чехова была привлекательная и харизматичная внешность. У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человека, который всегда скажет прямо и даст совет. Что касается причёски, то у А. Чехова были рыжие волосы, которые писатель зачесывал назад. Ко всему этому Антон Павлович имел высокий рост 187 см. худощавого телосложения. Носил очки, которые ему очень подходили, любил носить плащи.

Характер писателя был сильным. К себе Антон Чехов был строг, великий литератор стремился к чистоте во всем, в том числе и к духовной.

Ответ второй группы.

Из данных материалов можно сказать, что в начале своего творчества А.П. Чехов попал в хороший и прогрессивный журнал, который собирает вокруг себя интеллигенцию. Также стоить отметить, что журнал юмористический, что также определяет жанровую специфику творчества писателя. Тема журнала - помощь бедным, высмеивание полит личностей, что также нас отсылает к излюбленной теме Чехова - острая социальная проблематика.

Ответ третьей группы.

При анализе писем Чехова, складывается мнение о его мягкосердечности и доброте, также на это указывает и его врачебная деятельность. Его желание помогать людям вытекает из тематики его произведений и из профессии, которую он выбрал.

Писательство для него, может и не было первостепенным, но он всегда с трепетом относился к литературе.

Ответ четвёртой группы:

Из писем мы видим, что А. П. Чехов относился к жизни с юмором, также узнаем о том, что он был врачом, и это многое для него значило, к литературе он относился как к искусству и чему-то особенному.

Учащиеся представляют результат работы, дополняют кластер, слушая выступления остальных.

Используются дидактические средства обучения: фрагмент писем, воспоминания современников, портрет писателя, памятка биографа, литературный журнал, кластер

Групповая работа с элементами исследования

Обучающиеся делятся на группы, получают материал для работы и выполняют аналитическое задание по биографии А.П. Чехова, представляют свои работы и заполняют кластер обобщающий работы остальных групп.

Обобщение и систематизация полученных знаний (8 мин)

Цель: обобщить имеющиеся знания, а затем применить их в новой ситуации.

Ребята, мы столько нового с вами узнали сегодня на уроке о жизни и творчестве А. П. Чехова! Давайте проверим, что вы запомнили сегодня на уроке! Для этого я предлагаю вам решить Филворд. Вам нужно найти все слова и рассказать, как они связаны с жизнью и творчеством А. П. Чехова (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ)(https://learningapps.org/watch?v=p28duskf522 )

  • Чехов – писатель, врач.
  • Каштанка – название одного из рассказов Чехова.
  • Пенсне – очки, которые носил Чехов.
  • Врач – профессия Чехова, род его деятельности.
  • Галстук – элемент одежды Чехова.
    Стрекоза – один из литературных журналов, в котором Чехов публиковал свои произведения. 
  • Юмор - способность Чехова увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
  • Рассказ – жанр произведений Чехова.
  • Доброта – одно из главных качеств писателя.
  • Бунин – современник Чехова.
  • Таганрог – Город, в котором родился писатель .
  • Такса – домашнее животное Чехова.

Групповая работа

Кластер

Беседа\фронтальный опрос

Обучающиеся представляют выводы, проделанной работы. Внимательно слушают выступление групп.

Выводы по изученному материалу (5 мин)

Цель: подвести итоги занятия.

Какие вы молодцы! Сегодня вы были настоящими биографами, проанализировали столько документов и выявили столько фактов о жизни и творчестве А. П. Чехова! Давайте вернемся к цели нашего урока: изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова.

Достигли ли мы её?

Я очень рада

 Изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова.

Да.

Беседа

Подведены итоги занятия

Рефлексия (2 мин)

Цель: создать условия для проведения самооценки обучающихся

Выберите цитату из произведения А. П. Чехова, которая описывает ваши эмоции после урока

  • Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима. «Три сестры» - сегодня у меня всё получилось
  • «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней». «Драма на охоте». Мне было очень интересно, но остались некоторые вопросы
  • «Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума». «Дама с собачкой» - у меня ничего не получилось, я ничего не понял

Обучающиеся осуществляют рефлексию и самооценку своей деятельности.

Цитаты из произведений писателя

Осуществлена самооценка деятельности

Домашнее задание (1 мин)

Цель: прокоммен-тировать домашнее задание

1. Прочитать рассказ «Толстый и Тонкий».

2. Напишите биографию какого-либо человека или автобиографию.

Критерии оценивания:

  • соответствие теме;
  • композиция и логика рассуждения;
  • качество письменной речи;
  • грамотность.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Беседа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ: https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%20%D0%9F.%20%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pptx?sk=y0b1c0dc604c69e679705991b1db75878

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Краткий пересказ "Мальчики" А. П. Чехов | Краткий пересказ | Дзен «Мальчики»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕМА: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА» (6 КЛАСС)

Луконина В.Е., студентка группы Б-9081;

Кашкарева А.П., канд. филол. наук,

старший преподаватель кафедры

филологического образования и журналистики СурГПУ;

Сафонова Н.Н., канд. филол. наук,

доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ

1. Тема урока: Жизнь и творчество А. П. Чехова.

2. Класс: 6

3. УМК: УМК под ред. В. Ф. Чертова, 6 класс

4. Цель: изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова

5. Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

6. Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

7. Планируемые результаты:

 Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

8. Термины: биография, юмористический рассказы, портрет, литературный журнал.

9. Дидактические средства и оборудование: презентация, письма А. П. Чехова, журнал «Стрекоза», критические статьи, портрет А. П. Чехова, кластер.

10. Литературоведческая концепция:

Биография, как литературный жанр, играет важную роль в изучении произведений великих писателей. Благодаря ей, значение такой личности, как А. П. Чехов трудно переоценить, он был человеком удивительно многоликим – он был доктором и писателем. Он умел видеть пестроту фактов действительности, сложность и противоречивость жизненных явлений – смешное и грустное, забавное и трагическое, ничтожное и великое, пошлое и прекрасное.

Антон Павлович Чехов: «Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Д. В. Григорович:  «У Чехова настоящий талант, – талант, выдвигающий его далеко из круга литераторов нового поколенья.

Чехов обладал умением немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Потому его малая проза и встала в один ряд с большими романами, ознаменовала собой этап в истории повествовательного искусства. Вся человеколюбивая деятельность Чехова, протекавшая от начала и до конца в трудных условиях личной жизни, в условиях тяжелого недуга, была большим жизненным подвигом.

11. Учебная задача: Как жизненней путь писателя повлиял на его творчество?  

Название, содержание и цель этапа урока; длительность этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы и приемы, формы обучения

Результат

Организационный этап (1 мин)

Цель: настроить обучающихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние обучающихся перед изучением темы

Организация пространства класса для работы.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке, подготовьте свои рабочие места и давайте приступим к занятию.

Подготовка рабочего места. Учащиеся настраиваются на рабочий лад.

Фронтальная форма

Учащиеся приветствуют учителя, подготавливают своё рабочее место к занятию.

Мотивационный этап. Постановка цели и учебной задачи. (7-8 мин)

Цель: активизация и мотивация обучающихся к усвоению нового материала, подведение обучающихся к теме занятия, постановке цели урока.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с выражение английского философа и историка Томаса Карлейля «Биография — это единственная история». Как вы думаете, что хотел сказать этими словами автор?

Я с вами совершенно согласна. Биография – это действительно описание чьей-либо жизни. Из неё мы можем узнать о каких – то особенностях той или иной личности, об её увлечениях, интересах, взглядах и т.д.

А часто ли вы читаете биографии известных людей? Чьи это обычно биографии? Зачем читаете? Почему не читаете?

С какой целью мы обычно обращаемся к биографиям?

А на уроках литератур мы с вами обращаемся к биографиям? Для чего как вы думаете?

Вы правы, биография писателя действительно помогает нам увидеть то, что спрятано в глубине текста, услышать голос и увидеть автора в произведении.

А интересно ли читать такую литературу (биографии)? Как вы думаете почему?

Какие из прочитанных вами биографий (в том числе и тех, что помещены в учебнике) вам особенно запомнились и почему? Почему они вам запомнились? Почему не запомнились?

Ребята, а как вы думаете, как создаётся биография?  Откуда ученые берут информацию для создания биографий?

А вы знаете, как называются люди, которые занимаются изучением жизни других людей и составлением их биографий?

На слайде:

Биограф - составитель биографии. (Токовый словарь Ожегова)

Хорошо, мы с вами выяснили, что биография играет важную роль в анализе творчества писателей, что из биографий мы можем узнать о личности и эпохе автора. Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть в роли настоящих биографов и изучить биографию одного очень талантливого писателя.

Автор хотел сказать о том, что биография воссоздаёт историю человека, из неё мы можем узнать о его увлечениях и интересах, о его жизни в целом и т.д.

Кто – то часто читает, кто- то нет, кто-то вообще не читает (писателей, певцов, артистов, царей, полководцев и т.д.).

Для того чтобы узнать о жизни личности, о её увлечениях, интересах

Обращаемся, чаще всего к биографиям авторов произведений, для того чтобы узнать какие жизненные факты повлияли на творчество писателя, как прошло его детство и сформировалось его мировоззрение.

Кому – то интересно, кому – то нет. (интересно, потому что можно узнать об интересных фактах и т.д. Неинтересно, потому что скучно).

Биография Л. Н. Толстого, так как мы недавно изучали его творчество.

 

Лично общаются с людьми, из писем, из различных документов, из дневниковых записей писателей, из автобиографий писателей и т.д.

Да\нет

.

Фронтальная форма

Беседа

Используется дидактическое средство: цитата

Работа со словарем

Учащиеся слушают учителя. Анализируют высказывание. Отвечают на вопросы учителя. Актуализируют знания о том, что такое биография

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: актуализировать знания, постановка цели урока.

С творчеством этого писателя мы с вами уже знакомились. (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 1.) Посмотрите внимательно на слайд, на нём представлены иллюстрации из произведений этого автора. Давайте вспомним названия этих произведений и соответственно назовём их автора. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Что нового узнали о писателе?

А какие факты из жизни А. П. Чехова вы помните?

А сейчас я предлагаю вам окунуться в эпоху XIX века и посмотреть видеофрагмент о жизни А. П. Чехова. Внимание на доску (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Так, мы с вами вспомнили частичные фрагменты из жизни А. П. Чехова. Что из просмотренного видеоролика вам особенно запомнилось? Почему? А может быть, вы что-то уже знали или наоборот услышали это впервые.

Сколько интересных фактов мы уже сегодня узнали! А как вы думаете, вся ли информация об А. П. Чехове поместилась в данном видеоролике?

Как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока. Давайте поставим перед собой цель урока.

А как вы думаете (УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА) как жизненный путь писателя повлиял на его творчество? 

Это и предстоит нам сегодня узнать на уроке.

Это иллюстрации из рассказов «Мальчики» и «Каштанка», автор этих произведений А. П. Чехов.

 

Вспоминают факты или не вспоминают

Где жил писатель, что он был врачом и т. д

Узнали, что он любил домашних животных. Вспомнили, что он родился в Таганроге.

 

Конечно, нет!

Биография и творчество А. П. Чехова

Цель урока: Изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова

Фронтальная форма;

Используется дидактическое средство обучения: иллюстрации, видеоматериал

Учащиеся выполняют задание, вспоминают пройденные произведения Чехова с помощью иллюстраций. осуществляют самопроверку, ц ходе просмотра видеоролика вспоминают основные факты о жизни А. П. Чехова, изученные в 5 классе. Формулируют цель урока

Этап усвоения новых знаний (10 мин)

Цель: получить знания в новой ситуации.

Напоминаю, что сегодня мы с вами настоящие биографы, но перед тем, как мы приступим к работе по исследованию биографии А. П. Чехова, хочу обратить ваше внимание на памятку биографа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)!

Как мы с вами сегодня уже говорили биография, как и любой другой жанр, создается по определенным правилам и законам. Давайте обратим на них внимание:

• Фактологический характер: в основе лежат конкретные факты, касающиеся жизни какого-либо человека.

• Документальность: биография опирается на воспоминания очевидцев и современников, письма, дневники и иные документы, относящиеся к прошлому человека.

• Достоверность: сведения о жизни персоны, которой посвящена биография, максимально объективны и проверены с точки зрения их подлинности.

Таким образом, в работе мы отражаем объективные и достоверные факты!

Сегодня на уроке нас с вами ждет групповая работа. Каждому из вас сейчас достанется карточка с изображением (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), ребята с одинаковыми изображениями на карточках будут сегодня работать в одной группе. Каждая группа получит своё задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 2)

  • Первая группа. Вы сегодня будете анализировать портреты А. П. Чехова. (Подумайте, как с помощью портретов можно отразить биографию автора! Галстук бабочка, очки)

  • Вторая группа. Сегодня вы будете исследовать журнал «Стрекоза», с которым А. П. Чехов активно сотрудничал. Вам также необходимо выявить взгляды А. П Чехова на жизнь и на его творчество (псевдониме)

  • Третья группа. Вы будете исследовать воспоминания современников А. П. Чехова

  • Четвертая группа. Сегодня вы будете исследовать письма А. П. Чехова, вам необходимо проанализировать их и выявить взгляды А. П Чехова на жизнь и творчество.

Полученную информацию вам будет необходимо занести в кластер! По ходу выполнения работы, каждая группа заносит свой ответ в своё окошко, когда будут выступать другие группы, вы будете внимательно слушать и дополнять свой кластер.

Анализ работы групп, по ходу выступления обучающихся, учитель комментирует выступления детей, обращает внимание на то, что необходимо записать в кластер. (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 3)

Слушают задание на урок, делятся на группы, приступают к выполнению работы.

Ответ первой группы:

У Антона Павловича Чехова была привлекательная и харизматичная внешность. У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человека, который всегда скажет прямо и даст совет. Что касается причёски, то у А. Чехова были рыжие волосы, которые писатель зачесывал назад. Ко всему этому Антон Павлович имел высокий рост 187 см. худощавого телосложения. Носил очки, которые ему очень подходили, любил носить плащи.

Характер писателя был сильным. К себе Антон Чехов был строг, великий литератор стремился к чистоте во всем, в том числе и к духовной.

Ответ второй группы.

Из данных материалов можно сказать, что в начале своего творчества А.П. Чехов попал в хороший и прогрессивный журнал, который собирает вокруг себя интеллигенцию. Также стоить отметить, что журнал юмористический, что также определяет жанровую специфику творчества писателя. Тема журнала - помощь бедным, высмеивание полит личностей, что также нас отсылает к излюбленной теме Чехова - острая социальная проблематика.

Ответ третьей группы.

При анализе писем Чехова, складывается мнение о его мягкосердечности и доброте, также на это указывает и его врачебная деятельность. Его желание помогать людям вытекает из тематики его произведений и из профессии, которую он выбрал.

Писательство для него, может и не было первостепенным, но он всегда с трепетом относился к литературе.

Ответ четвёртой группы:

Из писем мы видим, что А. П. Чехов относился к жизни с юмором, также узнаем о том, что он был врачом, и это многое для него значило, к литературе он относился как к искусству и чему-то особенному.

Учащиеся представляют результат работы, дополняют кластер, слушая выступления остальных.

Используются дидактические средства обучения: фрагмент писем, воспоминания современников, портрет писателя, памятка биографа, литературный журнал, кластер

Групповая работа с элементами исследования

Обучающиеся делятся на группы, получают материал для работы и выполняют аналитическое задание по биографии А.П. Чехова, представляют свои работы и заполняют кластер обобщающий работы остальных групп.

Обобщение и систематизация полученных знаний (8 мин)

Цель: обобщить имеющиеся знания, а затем применить их в новой ситуации.

Ребята, мы столько нового с вами узнали сегодня на уроке о жизни и творчестве А. П. Чехова! Давайте проверим, что вы запомнили сегодня на уроке! Для этого я предлагаю вам решить Филворд. Вам нужно найти все слова и рассказать, как они связаны с жизнью и творчеством А. П. Чехова (УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ)(https://learningapps.org/watch?v=p28duskf522 )

  • Чехов – писатель, врач.
  • Каштанка – название одного из рассказов Чехова.
  • Пенсне – очки, которые носил Чехов.
  • Врач – профессия Чехова, род его деятельности.
  • Галстук – элемент одежды Чехова.
    Стрекоза – один из литературных журналов, в котором Чехов публиковал свои произведения. 
  • Юмор - способность Чехова увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
  • Рассказ – жанр произведений Чехова.
  • Доброта – одно из главных качеств писателя.
  • Бунин – современник Чехова.
  • Таганрог – Город, в котором родился писатель .
  • Такса – домашнее животное Чехова.

Групповая работа

Кластер

Беседа\фронтальный опрос

Обучающиеся представляют выводы, проделанной работы. Внимательно слушают выступление групп.

Выводы по изученному материалу (5 мин)

Цель: подвести итоги занятия.

Какие вы молодцы! Сегодня вы были настоящими биографами, проанализировали столько документов и выявили столько фактов о жизни и творчестве А. П. Чехова! Давайте вернемся к цели нашего урока: изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова.

Достигли ли мы её?

Я очень рада

 Изучить фрагменты жизненного и творческого пути А. П. Чехова.

Да.

Беседа

Подведены итоги занятия

Рефлексия (2 мин)

Цель: создать условия для проведения самооценки обучающихся

Выберите цитату из произведения А. П. Чехова, которая описывает ваши эмоции после урока

  • Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима. «Три сестры» - сегодня у меня всё получилось
  • «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней». «Драма на охоте». Мне было очень интересно, но остались некоторые вопросы
  • «Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума». «Дама с собачкой» - у меня ничего не получилось, я ничего не понял

Обучающиеся осуществляют рефлексию и самооценку своей деятельности.

Цитаты из произведений писателя

Осуществлена самооценка деятельности

Домашнее задание (1 мин)

Цель: прокоммен-тировать домашнее задание

1. Прочитать рассказ «Толстый и Тонкий».

2. Напишите биографию какого-либо человека или автобиографию.

Критерии оценивания:

  • соответствие теме;
  • композиция и логика рассуждения;
  • качество письменной речи;
  • грамотность.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Беседа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ: https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%20%D0%9F.%20%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pptx?sk=y0b1c0dc604c69e679705991b1db75878

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Краткий пересказ "Мальчики" А. П. Чехов | Краткий пересказ | Дзен «Мальчики»  «Каштанка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 https://www.google.com/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B8+%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA6+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&sxsrf=ALiCzsYLJgX74Cejg28gzMFOKlcWKPdF-A%3A1671865905063&ei=MaamY7fAA8WErgS35YuACw&ved=0ahUKEwj3nIjr2ZH8AhVFgosKHbfyArAQ4dUDCA8&uact=5&oq=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B8+%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA6+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&gs_lcp=Cgxnd3Mtd2l6LXNlcnAQAzIHCCEQoAEQCjIHCCEQoAEQCjoKCAAQRxDWBBCwAzoHCAAQsAMQQzoNCAAQ5AIQ1gQQsAMYAToMCC4QyAMQsAMQQxgCOgUIABCABDoKCAAQgAQQhwIQFDoECAAQQzoGCAAQFhAeOgQIIRAKOgoIIRAWEB4QChAdSgQIQRgASgQIRhgBULcFWNEaYNwbaAJwAXgAgAGHAogBiQ-SAQUwLjkuM5gBAKABAcgBD8ABAdoBBggBEAEYCdoBBggCEAEYCA&sclient=gws-wiz-serp#fpstate=ive&vld=cid:b13ad746,vid:Sn4ZenjUqO8

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Список используемой литературы:

1. Антошина, Т. С. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. ( Библиографический обзор .) / Т. С. Антошина // Филологический класс. – 2004. – № 11. – С. 126-127.

2. Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.

3. Бялый Г.А. Антон Чехов // История русской литературы. В 4-х т. Т.4. – Л., 1983. – С.177-232

4. Гармаш, С. А. Использование интерактивных приемов при изучении творчества А.П.Чехова в современной школе / С. А. Гармаш // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. – № 4. – С. 170-178.

5. Громов М.П. Чеховиана. – М., 1990-1996.

6. Гурвич И. Проза Чехова. Человек и действительность. – М., 1970.

7. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979.

8. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

9. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. Том 3. – Москва : Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук, 2009. – 624 с.

10. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение. – М., 1986.

 «Каштанка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 https://www.google.com/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B8+%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA6+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&sxsrf=ALiCzsYLJgX74Cejg28gzMFOKlcWKPdF-A%3A1671865905063&ei=MaamY7fAA8WErgS35YuACw&ved=0ahUKEwj3nIjr2ZH8AhVFgosKHbfyArAQ4dUDCA8&uact=5&oq=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B8+%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA6+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&gs_lcp=Cgxnd3Mtd2l6LXNlcnAQAzIHCCEQoAEQCjIHCCEQoAEQCjoKCAAQRxDWBBCwAzoHCAAQsAMQQzoNCAAQ5AIQ1gQQsAMYAToMCC4QyAMQsAMQQxgCOgUIABCABDoKCAAQgAQQhwIQFDoECAAQQzoGCAAQFhAeOgQIIRAKOgoIIRAWEB4QChAdSgQIQRgASgQIRhgBULcFWNEaYNwbaAJwAXgAgAGHAogBiQ-SAQUwLjkuM5gBAKABAcgBD8ABAdoBBggBEAEYCdoBBggCEAEYCA&sclient=gws-wiz-serp#fpstate=ive&vld=cid:b13ad746,vid:Sn4ZenjUqO8

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Список используемой литературы:

1. Антошина, Т. С. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. ( Библиографический обзор .) / Т. С. Антошина // Филологический класс. – 2004. – № 11. – С. 126-127.

2. Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.

3. Бялый Г.А. Антон Чехов // История русской литературы. В 4-х т. Т.4. – Л., 1983. – С.177-232

4. Гармаш, С. А. Использование интерактивных приемов при изучении творчества А.П.Чехова в современной школе / С. А. Гармаш // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. – № 4. – С. 170-178.

5. Громов М.П. Чеховиана. – М., 1990-1996.

6. Гурвич И. Проза Чехова. Человек и действительность. – М., 1970.

7. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979.

8. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

9. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. Том 3. – Москва : Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук, 2009. – 624 с.

10. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение. – М., 1986.

Связаться с нами