Художественный мир «Божественной комедии» Данте

Параскева Елена Владимировна

Кафедра ФОиЖ

Филологический факультет СурГПУ

Название дисциплины: История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение.

Гр. Б-8211. 42.03.02, Журналистика

 

Тема: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

Цель: изучить особенности поэтики и философско-эстетического содержания поэмы Данте «Божественная комедия»; определить пути движения европейской литературы и роль Данте в преобразовании европейской литературы данного периода.

Задачи:

- обучающая: систематизировать знания по поэтике литературы Средних веков и Возрождения,  освоение знаний по идейно-художественным особенностям поэмы Данте;

-   развивающая: уметь ориентироваться в основных философско-эстетических процессах европейского Возрождения;

-   воспитывающая: углубление представлений о путях развития гуманистической идеи и её влиянии на мировую и русскую культуры.

По результатам занятия студент должен:

иметь понятие: о принципах и художественно-философских открытиях итальянского Возрождения;

уметь делать: анализ поэмы Данте на жанровом, структурном,  идейно-образном уровнях текста;

владеть знаниями: об основных закономерностях творчества Данте и особенностях литературы Предвозрождения.

Норма времени: два академических часа.

Тип занятия: лекция (тип – информативная и  проблемная).

Таблица 1.

Оборудование: компьютерное оборудование, необходимое для  проведения презентации.

Литература:

Алексеев, М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А  История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / Алексеев М.П. - М.: Высшая школа, 1978.  - 527 с.

Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Б. А. Гиленсон. - М.: Юрайт, 2016. - 499 с.

Дживелегов, А.К. Данте Алигьери. Жизнь и творчество. / Дживелегов А.К. - М.: Худож. литература, 1946. -  583 с.

Лапин, И.Л. Зарубежная литература. Античность. Средневековье и Возрождение. ХVII – ХVIII вв.: учеб.- метод. пособие / И.Л. Лапин, Н.В. Голубович. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 132 с.

Погребная, Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. пособие / Я.В. Погребная. – М.: Флинта, 2011.  309 с.

 

Содержание лекционного занятия

1. Биография Данте Алигьери, основные факты его жизни.  

Создание школы стильновистов  в Болонье и  во Флоренции. Название ей дал, по-видимому, Данте в "Пире" и в "Чистилище". Стильновизм:   предлагал новую поэтику, новый язык, которому суждено будет подготовить грядущий итальянский литературный. Идейно-эстетически новая поэтика была связана отчасти с куртуазной лирикой трубадуров, отчасти с поисками писателей раннего итальянского Возрождения.   То есть ею вырабатываются правила прекрасной гармоничной литературной речи, образующейся из народного языка, с исключением грубых диалектов. «Новая жизнь» – первая в истории европейской литературы автобиографической повесть, «книги моей памяти», начинается для Данте новая жизнь, связанная с пробуждением духовного зрения, пришествием божества, которое преображает дух человека и сообщает цель его жизни. «Новая жизнь» («Vita Nuova»)  включает как прозаическое повествование о биографических событиях, так и стихи, созданные по поводу этих событий (канцоны, сонеты, баллады), а также анализ композиции и содержания этих стихов. Таким образом, «Новая жизнь» столь же уникальна в жанровом отношении, сколь и в композиционном и содержательном.                   Данте и политическая борьба. Изгнание из Флоренции.

2. «Божественная комедия» как единое художественное целое.

Постановка проблемного вопроса:

Какова мировоззренческая и художественная специфика  «Божественной комедии»? Поэма Данте - это  продолжение  средневекового взгляда на мир или свидетельство  эпохи Возрождения? 

Поэма создавалась: в период с 1313-1321: до 1315г. – 1ч, 15-18г. -2ч.,  18-21 гг. – 3 ч. Избирает для «Комедии»- не латынь,  а итальянский язык.

А) Вопрос о жанре  

Данте ориентировался не на драматургический жанр, так как ни религиозная драма, ни народная (фарс и соти) - ни одно из направлений развития средневековой драмы не связано с драматургической традицией античности. Аристотелевская система драматургических жанров не связывалась средневековой литературой с представлением на сцене; под комедией понималось произведение поэтическое с печальным началом и счастливым концом. С этой точки зрения «Комедия» Данте в полной мере соответствует средневековым представлениям о жанре комедии: она открывается мрачными картинами Ада, а завершается светлыми образами Эмпирия. Жанр связан с видением (визион): герой-паломник, грешник, есть вожатый, мистические образы, эсхатология, движение к преображению, притчевый и аллегорический характер, символизм. Данте первоначально назвал свое творение просто «Комедией» («Comedia»), эпитет «божественная» («divina») добавляют к названию восторженные читатели, отчасти он закрепляется в названии после лекций, разъясняющих смысл «Комедии», которые читает о Данте Дж. Боккаччо. Окончательно этот эпитет в названии закрепляется после венецианского издания бессмертного творения Данте в 1555 г.                    Однако новаторское , гуманистическое содержание творения Данте – это поиск новых жанровых форм, так возникает синтез куртуазной лирики, реалистических описаний, и главное – очевидное личностное отношение к рассказываемым событиям. Данте создает и картину мироздания, и личное отношение к изображаемому – это против жанровых законов средневековья.  

Б) Принцип композиционного единства: символика числа и образ Автора

Символика числа является связующей силой в архитектонике текста: Число, по мысли Аврелия Августина,  - это мысли Бога, то есть символика числа выражает в поэме поиск мировой гармонии, несет этическое значение,  число – знак Красоты и совершенства. Положенная в основу композиционной организации «Божественной комедии» символика числа три противоположна символизму четверки: три указывает на вертикаль, связывающую мир земной и эмпирий – местопребывание божества, три – божественное число, соответствующее догмату святой Троицы. В каждой из трех кантик «Комедии» по девять частей: девять кругов в аду, два предуступа и семь уступов в Чистилище, девять сфер в раю.  Итак, базовое число – 3, его производные  9 и 33 – в основе архитектоники поэмы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется троичности: троична строфика «Комедии» (терцины), то есть сам способ рифмовки – подтверждение вечного божественного движения; число кантик поэмы – три («Ад», «Чистилище», «Рай»); в каждой кантике (за исключением первой) – по 33 песни, 34 – ад, ломает гармонию. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, поскольку «Комедия», должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора.

Образ автора: связывает композиционно поэму. Три лика автора (повествователь, историческое лицо, участник событий).   Именно так в героических,   общечеловеческих масштабах мыслил Данте роль Поэта, как наставника и спасителя человечества. Всё пропущено через сознание и душу Данте.

3. АД: СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ

Принципы распределения наказаний в Аду. В XI песни «Ада» Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, объясняет своему спутнику устройство преисподней. Из его слов выясняется, что Ад устроен «по науке» - в соответствии с «Этикой» Аристотеля, где выделяются три главных человеческих порока: «несдержанность, буйное скотство и злоба». Грехи – это проявление пороков в поступках людей. Грехи несдержанности – самые легкие; они караются в Верхнем Аду (2-5 круги); Остальные – в Нижнем Аду (6-9 круги). Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы – самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.

Структура Ада. Сначала – адские сени, где томятся равнодушные, не сделавшие выбор между добром и злом.                                                                 

В 1-ом кругу наказаний нет: это Лимб, где заключены души праведных язычников, живших до Христа, и младенцев, умерших до Крещения. С этих душ не снят первородный (родовой) грех, но личных грехов у них нет.

2-й круг – сладострастники, казнимые адским ветром;

3-й круг – чревоугодники, казнимые ледяным ливнем;

4-й круг – скупцы и расточители;

5-й круг – гневные и унылые;

6-й круг – еретики и безбожники в огненных саркофагах;

7-й круг – состоит из трех поясов, соответственно видам насилия: 1-й пояс – насильники над ближним (тираны, убийцы, разбойники), 2-й пояс – самоубийцы; 3-й пояс – насильники над божеством, естеством и искусством (богохульники, извращенцы, ростовщики);

8-й круг – «Злые щели» - место казни обманщиков (лицемеров, льстецов, воров, взяточников, прорицателей, лукавых советчиков и т.д. – всего 10 видов обмана);

9-й круг – предатели (родины, родных, друзей, благодетелей). В этом круге Данте и Вергилий видят самого Люцифера с тремя грешниками (Иудой, Кассием и Брутом) в зубах и здесь заканчивается путешествие по Аду.

Таким образом, грех, направленный против бога, уравнен по тяжести наказания с грехом, направленным против человека. Самые страшные грехи в иерархии дантовского ада: обман доверившихся и предательство. Таким образом, зарождающаяся у Данте гуманистическая этика оценивает тяжесть греха с точки зрения его направленности против другого человека.

ПУРГАТОРИУМ (ЧИСТИЛИЩЕ) Чистилище показано иначе, мягче. Поэт как бы передает элегическое, полумистическое настроение. Да и предстоит ему уже не опускаться в земные норы, но подниматься в гору. Если ад - воронка вниз, то чистилище - такая же воронка, только вверх. Оказавшись в Чистилище, Данте и Вергилий подошли к морю и смыли с себя грязь и копоть – свидетельства их недолгого пребывания в Аду. Издалека был виден плывущий по морю челнок. Когда тот подплыл к берегу, путники разглядели пассажиров – судно управлялось ангелом, а перевозило оно души мертвецов, которые не попали в Ад. На лбу 7 букв «P», СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, СМЫВАЮТСЯ ПО МЕРЕ ПРОХОЖДЕНИЯ. Это значит, что искренние молитвы живых за души томящихся в чистилище уменьшают срок их страданий.

ПАРАДИЗ (РАЙ) Поднимаясь к небесам, Данте с глубоким волнением выслушивает рассказ Беатриче о гармонии и мирах всех планет, об основах порядка Вселенной. Таким образом, путешествие по раю - есть путешествие по небесам, или по планетам. Наконец поэт возносится на верховное, кристальное небо. И в самом конце путешествия Данте дано было понять, что он видит собственно Божество в его триединстве.

4. ЗНАЧЕНИЕ:

Данте любили, почитали и изучали едва ли не все поколения поэтов. Уже Боккаччо, младший современник, был его первым биографом. Ему отдавали дань немец Гете, англичане Мильтон и Байрон, француз Гюго. Знаменитый английский критик Томас Карлайл сказал: «Я думаю, что если сердце мужчины питало в себе когда-либо жалость столь нежную, как жалость матери, так это было именно сердце Данте». И еще: «Данте велик, как мир». А Дж. Рескин назвал великого тосканца «центральным человеком мира».  Дантовские мотивы являются одним из самых важных аспектов взаимодействия русской литературы с западноевропейской культурой Средних веков и Возрождения.  

         М. Андреев  «Данте и его творчество»:

         Восхождение к Данте - нелегкий труд. Чтобы совершить его, надо многое преодолеть и от многого отказаться. Прежде всего, забыть о чтении - отдыхе и чтении - забаве. Чтение Данте - это испытание, проба духовной зрелости, показатель того, готов ли ты подступиться к вселенским вопросам, вопросам жизни и смерти, смысла человеческого существования, ответственности человека перед ближним, перед родиной, перед делом и, в конечном счете, перед самим собой. Любое произведение искусства подводит к этим вопросам, но особенность «Божественной комедии» в том, что она не позволяет от них уклониться, сбросить напряжение, ослабить работу духа, закрыть глаза на суть и смысл.

Подведение итогов: беседа по поставленной проблеме, составление итоговой таблицы.

«…своею кровью склеил двух столетий позвонки» О. Э. Мандельштам

ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      использование сакральной математики, мистики, символики

2.      теоцентризм, то есть базовая идеология сохранена. идея бога синтезируется в образе беатриче и рая.

3.      отражаются традиционные для средневековья политические темы.

4.      жанровая картина основана на средневековых традициях

ЧЕРТЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ:

1.      в центре – лирический герой, поэт, сложна роль автора;

2.      предмет изображения, в том числе, его собственные мысли и чувства;

3.      реализм возрождения: реалистическая деталь, реалистический  пейзаж (наравне с фантастическим);

4.      пластичность и живописность: всё представлено в динамике, удивительная световая гамма (сфумато) то есть мир зримый и ощущаемый

 

Гуманизм Данте: 1)   зарождение гуманистического сознания, начало пробуждения человеческой индивидуальности и осознание ее самоценности; 

2) и ориентация на античную традицию, поиск в ней подтверждения своим идеям. 

Задание на следующее занятие.

13 мая 2019 года

Связаться с нами