ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ – ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ НЕТ?
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ – ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ НЕТ?
Составитель: к.ф.н., ст. преподаватель кафедры ФоиЖ: Руднева О.В.
Цель:
Содержательная: сформировать у учащихся умение систематизировать материал из различных источников по теме: «Причастие и деепричастие».
Развивающая: способствовать формированию у участников умение аргументации.
Воспитательная: продолжить формирование личностной позиции обучающегося на лингвистическом материалы.
Форма проведения: дебаты
Планируемые результаты (предметные и метапредметные):
Предметные:
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по лингвистическом тематике;
- владение комплексом знаний по морфологии русского языка, представлениями о точках зрения лингвистов о статусе причастий и деепричастий в системе частей речи;
Метапредметные:
Познавательные:
- смысловое чтение;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
Коммуникативные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные:
- навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
В результате ученики будут:
знать: интересные факты из истории морфологии
уметь: уметь работать в команде
владеть: самоорганизацией, способами коммуникации.
Образовательные ресурсы (необходимое оборудование):
Материал: проектор, доска для проектора, презентация.
Место проведения: аудитория
Пространство: парты установлены по группам
Предварительная подготовка обучающихся: подготовка учеников по объявленной теме предполагает составление таблицы (пример дан в конспекте).
Предварительная подготовка преподавателя: организация подготовка мероприятия, отбор фактов.
Структура мероприятия:
Вводная часть:
- Организационные моменты. Разделение на группы.
- Вступление и постановка цели. Объявление правил дебатов.
Основная часть:
План:
- 1 круг
- Вопросы
- 2 круг
- Вопросы
- 3 круг
- Вопросы
Заключение:
- подведение итог.
- рефлексия
- награждение.
Организационная структура воспитательного мероприятия (ход)
Этап (время) |
Содержание этапа |
Организация (методы, приемы, форма) |
Промежуточные результаты |
Введение (15 мин.) |
Деление на команды, распределение по порядку групп. Вступительные слова Объяснение правил игры. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1,О2, О3 . • Утверждающая команда – 3 спикера + болельщики команды • Отрицающая команда – 3 спикера + болельщики команды • Судьи - 3 человека • Таймкипер 1 человек • Организатор (ведущий) • Зрители Задача команд в дебатах — склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников. |
Приветственное слово.
|
Раскрытие темы мероприятия и цели проведения. Подготовка к дебатам. |
Основная часть (50 мин.) |
После разделения на команды и объяснения правил начинается игра. Команды начинают по порядку. Порядок выступлений: • У1 (3мин.) • О3 к У1 (2 мин.) • О1 (3мин.) • У3 к О1, (2 мин.) • У2 (3мин.) • О1 к У2 (2 мин.) • О2 (3мин.) • У1к О2 (2 мин.) • У3 (2 мин.) • О3 (2 мин.) |
Речи спикеров Логические вопросы.
|
Стимулирование познавательной деятельности
|
Заключение (15мин.) |
Обсуждение и подведение итогов; Вручение приза за участие.
Рефлексия дебатов • Актуальна ли тема дебатов? • Все ли принимали участие в выборе темы? • Почувствовали ли вы, что организаторы дебатов провели подготовительную работу? • Что свидетельствует о ней? • Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам? • Оцените активность участников дебатов. • Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему? • Соблюдался ли регламент дебатов? • Как справлялись со своими обязанностями председатель, судьи, таймкипер, болельщики? • Почему некоторые участники дебатов не принимали участия? • Были ли отходы от основной темы? Почему? • Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась? • Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов? • Оцените свое участие в дебатах (умение аргументированно выражать свою позицию, слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.) • Оцените участие в дебатах своих соседей.
|
Анализ Рефлексия
|
Воспитание чувства ответственности, умение оценивать собственные результаты деятельности |
Ход занятия:
Ведущий объявляет тему, представляет участников и их задачи, знакомит с правилами переговоров: команды утверждения и отрицания вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (4–6 минут каждому спикеру, время определяется заранее); каждый участник команды может выступить один раз; все участники соблюдают регламент на всех этапах дебатов; тайм-кипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах; эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по заранее разработанным критериям и заносят результаты в экспертные карты и протокол; в случае затруднений спикеры команд могут взять тайм-аут длительностью до 2-х минут (за все время переговоров — не более 8 минут); диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм; спикеры и команда поддержки (зрители) имеют право задавать вопросы по установленной схеме.
В процессе дебатов каждая пара спикеров проводит выступления в соответствии с планом
- У1 (3мин.)
- О3 к У1 (2 мин.)
- О1 (3мин.)
- У3 к О1, (2 мин.)
- У2 (3мин.)
- О1 к У2 (2 мин.)
- О2 (3мин.)
- У1к О2 (2 мин.)
- У3 (2 мин.)
- О3 (2 мин.)
Слово ведущего.
В настоящее время существуют разные точки зрения на статус причастий и деепричастий.
- Причастие и деепричастие -самостоятельные части речи.(Д.Овсянико-Куликовский,Панов)
- Причастие-отглагольное прилагательное и наречие.(Богородицкий)
- Причастие-разряд прилагательных;гибридная глагольно-прилагательная форма.(В.В.Виноградов)
- Смешанные части речи (А. М. Пешковский)
- Особые глагольные словоформы.
Обобщая, скажем, что в лингвистике существует разные точки зрения на проблему определения причастия и деепричастия. Одни ученые считают, что это самостоятельные части речи, другие – особые формы глагола. Какое из определений является наиболее точным? Попробуем самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос.
Спикер У1
Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду утверждения. Затем задаёт рамки культурного спора, определяет тезис для защиты и заявляет кейс утверждающей команды:
«Наша команда считает, что причастие и деепричастие являются отдельными частями речи. Для подтверждения своего тезиса мы вводим следующие понятия «Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола», «Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, называемое глаголом-сказуемым».
Для подтверждения позиции представляем следующие аргументы:
В школьных программах причастие и деепричастие определяются как самостоятельные части речи (приводится УМК). Ряд ученых 18-19 вв. определяли причастие и деепричастия как части речи (В грамматических руководствах XIX века высказывалось мнение, что деепричастие представляет собой неизменяемую часть речи – отглагольное (глагольное) наречие (Н.И. Греч, Г. Павский, Ф.И. Буслаев), Д.Н. Овсянико-Куликовский характеризовал деепричастие как отдельную часть речи, И.Г. Милославский называет деепричастие «самостоятельной лексемой»).
Спикер У1 кратко характеризует мнения ученых.
Спикер О1
Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду отрицания. Затем определяет тезис отрицания для защиты и заявляет кейс команды:
«Наша команда считает, что причастие и деепричастие являются атрибутивными формами глагола. Для подтверждения своего тезиса мы вводим следующие понятия: «Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?», «Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.».
Для подтверждения своей позиции представляем следующие аргументы:
В научных трудах, в том числе в «Академической грамматике» причастие и деепричастие определяются как формы глагола. Ряд ученых соврменности определяли причастие и деепричастия как части речи (А.А. Зализняк, Диброва, Е.И. Диброва). Мы по-прежнему утверждаем, что причастие и деепричастие – это формы глагола. Это доказывают аспекты, введенные утверждающей командой, что в учебниках причастие и деепричастие характеризуются как части речи, однако, во-первых, так было не всегда и не во всех учебниках, а также школьная программа зачастую делает программу проще, что не всегда соотносится с научной, более объективной трактовкой.
Спикер У2
Полно раскрывает аспекты, усиливая утверждающую позицию.
Мы по-прежнему утверждаем, что причастие и деепричастие не могут характеризоваться как самостоятельные части речи. Это доказывают аспекты, введенные спикером У1. И сейчас, характеризуя каждый из них, я доказательно представлю нашу позицию. Исторически причастие рассматривалось только как самостоятельная частиь речи. Первые русские грамматики Л. Зизания, М. Смотрицкого, В. Максимова, следуя греческой и латинской традиции, относят причастие к одной из восьми частей речи. Как особую, хотя и служебную, часть речи рассматривает причастие и М.В. Ломоносов, подчеркивая при этом, что причастия «суть имена прилагательные, от глаголов происшедшие, следовательно, тем же с ними законам подверженные».
В работах Л.З. Зайцева и Е.В. Клобукова, прозвучало утверждение: «…причастия нельзя квалифицировать как формы глагола», поскольку семантические, грамматические и синтаксические параметры причастий и образующих их глаголов в большинстве случаев не совпадают.
Итак, причастие и деепричастие не могут рассматриваться как формы глагола. У них не совпадают грамматические признаки. Давайте обратимся к ним. Причастия обладают неглагольным словоизменением: они образуют падежные формы по адъективному склонению, изменяются по родам и числам, а страдат. причастия образуют краткие формы. Это не соотносится со словоизменением глаголов. Также у причастий нет категории лица, наклонения. И даже категория вида имеет особые характеристики.
Спикер О2
Подробно раскрывает аспекты, усиливая отрицающую позицию: «Мы по-прежнему отрицаем, что причастие и деепричастие являются самостоятельными частями речи. В ХХв. в научных описаниях грамматического строя русского языка, в практике вузовского преподавания причастие рассматривались в системе глагольных форм. Предложенная академической грамматикой интерпретация причастий как атрибутивных форм глагола оказалась востребованной и в лингвистике ХХI в. Так, недавно вышедших рабочих материалах для учебника «Современный русский язык: Морфология», подготовленных коллективом ученых
Санкт-Петербургского университета и ориентированных на Программу по современному русскому языку филологических факультетов вузов, причастия, несмотря на «плюрализм теоретических воззрений», провозглашенный авторами, определяются как «неличные формы глагола, совмещающие
грамматические характеристики глагола и прилагательного и служащие для представления действия
в виде признака предмета». По поводу выдвинутого командой утверждения тезиса о различиях в грамматических признаках скажем, что иногда при стремлении выдержать единство грамматических характеристик единиц, объединяемых в одном лексико-грамматическом классе, принималась во внимание специфика системы словоизменения причастных форм, но это не влияло на квалификационную оценку причастий в целом. В результате в «Грамматике современного русского литературного языка» появилось половинчатое, и в силу этого противоречивое, определение: «…являясь формами глагола, причастия
в то же время входят в морфологический разряд прилагательных». Впоследствии в «Русской грамматике» оно приняло форму привычной и коррелирующей с трактовкой В.В. Виноградова дефиниции: «Причастие – это атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного, т. е. значения действия и собственно определительное
Таким образом, приведенные нашей командой аргументы подтверждают наш тезис: рассматривать причастие и деепричастие как отдельные части речи нельзя.
Спикер У3 подводит итог выступлениям предыдущих спикеров своей команды, усиливает подтверждающую позицию эффектным заключением.
Эксперты подводят итог дебатов по заданным протоколам (приложение 1) и оглашают результаты.
Ведущий контролирует процесс на протяжении всех дебатов, приглашает к выступлению спикеров, предлагает задавать вопросы командам поддержки и спикеров друг другу, предоставляет слово экспертам для подведения итогов, организует рефлексию (можно предложить всем участникам небольшую анкету с вопросами что удалось, что не получилось).
Вывод. Существуют различные точки зрения на проблему частеречной принадлежности причастия и деепричастия. Большинство исследователей выделяют их в отдельные, особые формы глагола, соединяющие черты глагола и прилагательного (причастие), глагола и наречия (деепричастие). Основанием для этого является наличие собственной парадигмы и грамматических категорий. Причастия и деепричастия в предложении играет самостоятельную роль, обладает достаточно широкой функциональностью, образует конструкции. Большинство участников согласно с мнением В.В. Виноградова о «гибридности» деепричастий и причастий, благодаря наличию у них собственной семантики: сохраняя в своем значении процессуальные свойства, они в то же время отражают иное восприятие объекта нашим сознанием.
Приложение
ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА
ФИО эксперта ____________________________
Критерий
|
Количество баллов
|
|
У1 У2 У3
|
О1 О2 О3
|
|
1. Содержание
|
|
|
Доказательность
|
|
|
Правильность определений
|
|
|
Рациональность аспектов Аргументация
|
|
|
2. Структура
|
|
|
Логичность выступления
|
|
|
Верность заключений
|
|
|
Соблюдение хронологий
|
|
|
Соблюдение регламента
|
|
|
3. Способ
|
|
|
Корректность
|
|
|
Отсутствие речевых ошибок
|
|
|
Четкая дикция и эмоциональность
|
|
|
4. Вопросы и ответы
|
|
|
Итого у каждого спикера
|
|
|
|
|
|
Примечание: эксперту даются максимальные баллы по каждому критерию. Задача эксперта состоит в том, чтобы поставить спикеру максимум или снять определенное количество баллов: 3 — отлично; 2 — хорошо; 1 — удовлетворительно.