Синтаксические нормы

Шильникова Т.В.,

ст.преподаватель кафедры

ФОиЖ СурГПУ

План-конспект практического занятия

Тема: синтаксические нормы.

Форма проведения: комбинированное занятие

Тип занятия: закрепление лекционного материала

Цель: повышение уровня практического владения синтаксическими нормами и способность правильно конструировать предложение

Компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Педагогические задачи:

а)  формировать навыки в построении простого и сложного предложений;

б) развивать умения, необходимые для устной и письменной речи

развивающие:

а) обнаруживать и устранять грамматические ошибки и недочёты в предложении;

б)  анализировать свою речь с точки зрения её нормативности

воспитательные:

а) формировать потребность студента в совершенствовании своих речевых навыков

Планируемые результаты:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник: Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М.; 2012.
  2. Б.Г. Меркин. Дидактические и справочные материалы. – М.; 2005.
  3. Культура устной и письменной речи / Справочник-практикум. – М.; 2009.

 

  1. Объяснение дом. задания к следующему практическому занятию.

Составьте таблицу дифференциальных признаков функциональных стилей. Подберите образцы всех 5 стилей, имеющих отношение к вашей профессии.

  1. 2.     Выполните упражнение.

Синтаксические ошибки в предложении

  1. Народ отвыкает любить и восхищаться добрым царем-президентом, который поможет всем.
  2. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  3. Если вы не слишком хорошо знаете и увлекаетесь творчеством Достоевского, не стоит рассуждать о нем лишь потому, что сегодня он в моде.
  4. Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.
  5. Все, кто хоть раз увидел красоты Австралии, не забудет её горных лесов и пляжей.
  6. Современная молодежь в качестве кумиров выбирают кинозвезд.
  7. Тот, кто предполагает, что революцию совершают вожди, просто не понимают роли народных масс в истории.
  8. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
  9. Важно изучать условия жизни человека и как они связаны с процессами, происходящими в обществе.
  10.  Читая эту повесть, создаётся впечатление, что писатель сам был участником событий.
  11.  Пользуясь калькулятором, расчет производится легко.
  12.  Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.
  13.  На Земле с удивлением можно увидеть жизнь, какой она была в каменном веке.
  14.  Известный политик заявил протест и неуважение по поводу клеветнических материалов в прессе.
  15.  Для успешной защиты курсовой работы необходимо составить и изучить литературу по данной теме.
  16. Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
  17. За каждой группой закреплена определенная университетская аудитория, которая следит за её состоянием. 

Ответ

  1. Народ отвыкает любить доброго царя-президента, который поможет всем, который поможет всем, и восхищаться им.
  2. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.
  3. Если вы не слишком хорошо знаете творчество Достоевского и увлекаетесь им…
  4. Всё студенчество принимает участие…
  5. Все, кто хоть раз увидел красоты Австралии, не забудут…
  6. Молодежь выбирает…
  7. Тот, кто предполагает, … просто не понимает…
  8. Светильник, который подвешен над диваном, очень красивый.
  9. Важно изучать условия жизни человека и то, как они связаны с процессами, происходящими в обществе.
  10. Когда читаешь эту повесть, создается впечатление…
  11. Если пользоваться калькулятором, расчет производится легко.
  12. Раскольников убил не только старуху-процентщицу, но и её сестру.
  13. На земле можно увидеть жизнь, какой она была в каменном веке.
  14. Известный политик заявил протест по поводу клеветнических материалов в прессе и выразил неуважение к тем, кто их опубликовал.
  15. Для успешной защиты курсовой работы необходимо составить библиографический список и изучить литературу по данной теме.
  16. Когда он приехал в Париж, его пригласили…
  17. Определенная университетская аудитория закреплена за каждой группой, следящей за состоянием этой аудитории.
  18. 3.     Диктант.

Исправьте ошибки в именном и глагольном управлении.

  1. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
  2. Мнение может варьироваться очень сильно.
  3. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный новогодний вечер, сдать деньги до 29 декабря.
  4. Бойкот наркотиков должен стать в России нормой.
  5. Я всегда импонировал теми политиками, которые честно выполняли своим обещания перед избирателями.
  6. Когда мы вас видели последний раз, прошло три года.
  7. Образ Христа в творчестве Александра Блока появляется только тогда, где царит мир или обновляется жизнь по новому революционному времени.
  8. Горная цепь тянется с запада на восток, состоящая из множества хребтов.
  9. 4.     Решение теста.
  10. 5.     Подведение итогов и выставление баллов.

25 декабря 2018г.

Связаться с нами