ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Учебное занятие по античной литературе» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ История зарубежной литературы
Параскева Е.В., канд. филол. наук,
ст. преподаватель
кафедры филологического образования и журналистики
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
«Учебное занятие по античной литературе»
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
История зарубежной литературы
Студентам первого курса филологического факультета СурГПУ впервые было предложено подготовить проекты по следующим темам:
1 группа: «Мифология и эпос Древней Греции и Древнего Рима»;
2 группа: «Древнегреческий театр»;
3 группа: «Античная лирика: открытия и имена»;
4 группа: «Античная проза»;
5 группа: «Античная литература: имена, события, жанры» (для индивидуальных работ).
Задачей данной работы было формирование навыка анализа учебно-методических источников для обобщения и структурирования знаний по конкретному литературному направлению.
Итогом данной работы стало умение студентов разрабатывать и презентовать проект (учебное занятие), характеризующий конкретный период в развитии мировой литературы, историко-культурную и эстетическую картину эпохи, основные персоналии и произведения предложенного периода. В отношении античной литературы данная цель представляется особенно актуальной, так как содержательная сторона предмета в данном случае сложна для восприятия студентами-первокурсниками.
Задание:
Академическая группа делится на 4 - 5 равных по количеству рабочих групп. Каждая группа готовит проект специального учебного занятия, раскрывающего эстетическую и идейно-художественную специфику литературы одного этапа из изученного материала по литературе Древней Греции или Древнего Рима.
Защита проектов проходила в форме учебной конференции, на которой авторы представляли концепцию своего занятия, главная цель которого – презентация литературного движения эпохи, особенностей развития конкретного литературного жанра, рода, стиля. Для этого участники проекта анализировали научную и учебную литературу и сами произведения, представляли материалы, которые описывают тематику и проблематику, систему образов, характеризуют жанры и произведения, наиболее значимые для данного рода и античной литературы в целом. Необходимо отметить творческий подход, разнообразие методических приемов и форм работы, способов подачи материала, предложенных ребятами на защите проектов, их высокую заинтересованность в получении грамотного по содержанию, четкого по структуре и интересного для аудитории учебного занятия по своей теме.
В работе экспертных групп приняли участие представители каждой команды. Была осуществлена рефлексия, было обсуждение представленных проектов по заранее предложенным параметрам.
В качестве итогов проведенной работы представим два проекта, подготовленных студентами группы Б-0081 филологического факультета СупрГПУ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект 1.
1 группа: «Мифология и эпос Древней Греции и Древнего Рима»
Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1Qd9AUl_50EzmYHYQlWQ4WsTR01HyXJ-o/view?usp=sharing
1. Приветствие.
Цифрами отмечена последовательность слайдов презентации.
ВАЛЕРИЯ И НИКИТА
2-3. Здравствуйте. Сегодня мы вспомним мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кроме того, обсудим особенности поэтики и вклад античного эпоса в мировую литературу.
Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.
МИФ (от греч. mytos) — древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). Миф, греч., древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях в котором, в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов.
Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее.
Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.
Интерактив!!
А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.
Кто это? Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств, вдохновения, вокруг него всегда толпятся прекрасные музы. *ОТВЕТ ИЗ АУДИТОРИИ*
Верно, это Аполлон. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви. *ОТВЕТ ИЗ АУДИТОРИИ* Да! Богиня Афродита. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. *ОТВЕТ ИЗ АУДИТОРИИ* Правильный ответ! Это Гефест.
4. Миф в переводе с греческого языка означает - слово, беседа, сказание, весть и т.д. В мифах действительность всегда изображалась в фантастичной или сказочной форме. При первых цивилизациях мифология объединяла в себе философию, историю, этику и поэзию. В обществе до сих пор много крылатых выражений, которые пришли из мифов : ахиллесова пята, муки Тантала, сизифов труд и др.
5. Мифология Древней Греции как и любая другая мифология и религия имеет свою историю развития и различает несколько этапов развития.
6. Первый период называется Доолимпийским. Доолимпийский период жизнь воспринимается первобытным сознанием хаосом. Окружающее мир становится живым, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля представляется первобытному сознанию живой. Одушевленным становится все из себя производящей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Земля ассоциируется с женщиной, она является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и земля понимается как источник жизни, богов, демонов, людей.
7. Затем на смену Доолимпийскому периоду приходит Олимпийский. Этот период связан с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община появляется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп. Отсюда понятия "олимпийские боги", "олимпийская мифология". Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа.
8. И наконец, наступает Поздний героизм. Разложение родовых отношений, формирования новых государств в Греции нашел отражение в греческой мифологии, а именно в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Примеров воинской доблести у Гомера сколько угодно, но у него же много примеров религиозного равнодушия, доходящего даже до критики авторитетнейших из богов. Герои в этой мифологии становятся смелее, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами.
ИРИНА.
9. Греческая и европейская литература начинается с героического эпоса и, в частности, с эпоса Гомера (первых письменных литературных текстов поэтической речи на сегодняшний день), которые были созданы в середине VIII века до нашей эры. Это не значит, что до этого времени не было поэзии. Исследования показали, что героический эпос имеет многовековую историю и, вероятно, восходит к позднему микенскому периоду (1600–1100 до н.э.). Ранняя греческая культура этого периода, которую мы называем «микенской», пережила большой рост в уже развитой среде Средиземноморья под влиянием зрелых культур Востока, Египта и минойского Крита. Это развитие было связано с созданием небольших государств с укрепленными центрами управления под властью монарха (царь, правитель). Несомненно, что в центрах микенской цивилизации (Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы, Орхоменос, Иолкос) в царских дворцах и на пирах знати, поэтические песни были одними из главных развлечений. Поэты того времени, постепенно перенявшие народную героическую поэзию, воспевали подвиги, смешивая мифы с богатством творений греческого духа. Ведь общепринято, что у всех народов есть потребность воспевать своих богов и героев, радость, печаль и несчастья. Древнегреческие героические эпосы в том виде, в каком они были созданы и систематизированы, известны нам по эпосам Гомера («Илиада» и «Одиссея»), они относятся к постмикенским временам, когда были разрушены микенские центры и наблюдалось большое миграционное движение дорийцев из преимущественно Греции к берегам Малой Азии и островам в Эгейском море (около 1100 г. до н.э.).
10. Греческие поселенцы принесли в новые страны воспоминания о своих предках, царях и героях. Древнегреческие героические эпосы питали великие мифические легенды (аргонавтов, фиванцев, троянцев) и все это стало поэтической темой. Поэты и певцы поэтически обработали весь этот материал, обогатили его, включили новые элементы и стали профессионалами, людьми, уважаемыми народом. Некоторые названия и несколько отрывков из этих старых эпосов сохранились - они также являются предметом споров. Греки передали все звуки своего языка финикийскими символами и создали первый фонетический алфавит. Сама гомеровская поэзия дает нам информацию о первых формах героического эпоса: в гомеровских эпосах богодухновенные певцы часто слепые, такие как Димодок и Фимиос в «Одиссее», поют под аккомпанемент лиры.
11. СНОВА ИНТЕРАКТИВ!!
А перед тем, как мы перейдём непосредственно к Гомеру. Скажите, а упоминания каких мифов вы помните в творчестве Гомера? *ОНИ ОТВЕЧАЮТ, А МЫ ИХ ПОДДЕРЖИВАЕМ И ЧТО-НИБУДЬ В КОНЦЕ ТОЖЕ ВКИНЕМ, ЕСЛИ НЕ НАЗОВУТ ЧТО-НИБУДЬ*
ТОЛЕГЕН
12. Гомер — один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII — VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.
Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.
Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии. Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.
Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики. Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу. Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений. Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов. Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».
13. Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед. Гомер проиграл состязание, поскольку в его поэзии было слишком много призывов к войне и битвам. В отличие от него, Гесиод выступал за мир, поэтому активно пропагандировал земледелие и упорный труд во благо. Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.
Известно, что смерть настигла Гомера на острове архипелага Киклады. Он был весьма опечален, не смотрел под ноги, вследствие чего споткнулся о камень. Некоторые источники заявляют, что поэт умер от горя, ведь незадолго до столкновения он не смог разгадать загадку местных рыбаков. Другие исследователи склоняются к тому, что Гомер был болен.
14. Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения. Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно. Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.
АЛИНА
15-18. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ИЛИАДЫ»
Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». «Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы. Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе. Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга. Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости». Иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы. Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха. Основная мысль "Илиады" Гомера - это память о героях и их подвигах будет жить вечно, прославляя их имена,Гомер запечатлел в истории события давно минувших веков. Идея эпоса Гомера проста: хитрость и ум помогут победить врага, превосходящего численностью, но это принесёт не только радость победы,н о и горе, и страдания. Войны оставляют в истории не только имена героев, но и разрушения,а "худой мир, всегда лучше доброй ссоры".
ДАРЬЯ
19. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДИССЕИ»
Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.
Образы гомеровских героев статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала до конца действия поэмы, каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других. У каждого есть своя история, свой собственный способ реализации и сами герои, конечно, не изображены слишком психологично, в них нет противоречий.
В отличии от «И» в «О» есть только один главный герой, и это уже делает его особенным. Герой эпоса всегда воплощение совершенства физических и моральных качеств, здесь же впервые мы встречаем синтез высокого ума и сильного тела. Одиссею нет равных в хитрости и искусстве советов и слова, терпимости. В «О» героическая сила уступает место уму. «Многоумие» Одиссея — его главная, определяющая черта. Кроме того, у него волевой характер. Он предприимчив и любопытен. В этом мы убеждаемся, когда читаем о приключениях Одиссеяя на острове циклопов. Из чистого любопытства Одиссей отправляется разузнать, кто живёт в пещере, за что платится жизнями людей из своей команды. Но он обхитрил Полифена, опоив вином и ослепив его. Но «богоравный» Одиссей не лишён и земных, человеческих качеств. Он честолюбив и из-за этого совершает огромную ошибку, говоря Полифему своё настоящее имя. В этот момент он обрекает себя на страшные страдания в пучине. Одиссей безоглядно влюблён в свою скалистую Итаку: ему не нужны ни вечная жизнь, ни прекрасная нимфа Калипсо, ничего. Это герой Греции, герой-одиночка, герой-победитель. Он покоряет стихии и пространства на пути к своей Итаке, где ждёт его верная Пенелопа и растёт сын Телемах. Даже великим богам не под силу лишить его возможности вернуться домой. «Богоравный» Одиссей — единственный, кто не хотел идти на войну против троянцев. В «О» прославляются не битвы и не герои, а мирная жизнь. Одиссей — гармоничный герой, в нём нет крайностей. Это целостный образ, который представлен во всех жизненных ситуациях. Образ Одиссея — это праобраз, вечно повторяющийся архетип. Вот почему этому образу принадлежит особое место в литературе. И ещё не раз многие авторы будут по-своему трактовать образ Одиссея, царя Итаки.
20-23.
В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия - это поздняя вставка. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая –супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров. Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков. Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу.
24. Главной идеей «Одиссеи» является мысль о человеке, решившим, что он является венцом творения природы. Одиссей прогневал Богов, убив циклопа — сына Посейдона. За это Бог наказал его долгим странствием по миру для того, чтобы он осознал свою вину. Гомер хочет также донести до читателя, что все в этом мире уже предопределено и человек не может повлиять на свою судьбу, как это было принято в Древней Греции.
КАМИЛЛА
25. В древнерусской литературе упоминания о Гомере начинаются еще с 12в. В 17 в. его знатоком оказывается Симеон Полоцкий, а в 18 в. число поклонников и переводчиков Гомера растет, во главе с таким писателем, как Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин, Радищев, Карамзин и Крылов. В русской литературе 19в. не было почти ни одного писателя, который бы не вдохновлялся Гомером. Своими глубокими суждениями о Гомере известен Белинский, весьма выразительно писавший о гомеровской народности, героизме, поэтической сложности и детской простоте, о зарождении в его творчестве всех литературных жанров, о его мировой значимости. Можно предполагать и непосредственное влияние Гомера на творчество Гоголя, на вдохновенную теорию эпоса, созданную им для прославления именно Гомера. Гоголь провозглашает «Одиссею» «решительно совершеннейшим произведением всех веков», сокровищницей «младенчески-прекрасного, которое (увы!) утрачено, но которое должно возвратить себе человечество как своё законное наследство». Большой интерес к Гомеру проявили Тургенев и Достоевский. Л. Толстой писал о Гомере, что это «вода из ключа, ломящего зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками от которых она чище и свежее» (из письма к А. Фету). Жуковский видел в эпосе Гомера наивный и патриархальный мир, соответствующий по духу древнерусскому опоэтизированному прошлому.
ТОЛЕГЕН
26. Влияние Гомера на мировую культуру огромное. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. По его текстам историки изучают «гомеровскую Грецию», т.е. быт и обычаи, социальную организацию и материальную культуру доклассической Эллады. Его словесная живопись помогает понять «геометрический стиль» древнеэллинского вазовой росписи. Он вдохновил античных скульпторов (Филиал, Поликтета, Лисиппа и др.) на создание образов, которые служат каноном красоты и совершенства человеческого тела. Гомеровско-Вергилиевскими сюжетами, образами, мотивами переполнено европейское изобразительное искусство, начиная с эпохи Возрождения.
Это полотна С. Боттичелли, П.П. Рубенса, X. ван Рейн Рембрандта («Гомер»), Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, Э. Делакруа, В. Серова, П. Пикассо и др. художников.
В музыке гомеровское начало значительно менее ощутимо, тем более что античное музыкальное достояние не сохранилось, но можно отметить оперную дилогию Г. Берлиоза «Троянцы» (50-е гг. XIX ст.), на которую его вдохновили «Энеида» и частично гомеровский эпос, оперетту Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» (1864), в которой оригинально отобразился гомеровский «божественный» юмор, ирония над богами и героями.
27. И ВНОВЬ ИНТЕРАКТИВ!!
А какие вам известны влияния Гомера на мировую культуру? Кроме того, что так зовут отца семейства Симпсонов!*Они отвечают или нет*
*Можно сказать про фильм "ТРОЯ" или сериал "Одиссея", если не скажут про них.
28-29. РЕБУСЫ!!
ОТВЕТЫ. ЗАДАНИЕ НА ЭКРАНЕ:
1. Ахиллес. 2. Гектор. 3. Елена. 4.ОДИССЕЯ 5. ПОЛИФЕН (м)
НИКИТА
30. Так же важную роль играла мифология древнего Рима
Мифология Древнего Рима выступала не просто как совокупность мифов и легенд. Это была особая культурная форма, с помощью которой в древности познавали окружающий мир, накапливали и передавали ценный жизненный опыт последующим поколениям. Несмотря на большое влияние соседних культур, она смогла сохранить свою самобытность. Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства — от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона — того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.
31. Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи — покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны — тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество.
У древних римлян божества были неотъемлемой части их повседневного быта. С их помощью пахали земли, засевали их, с нетерпением ожидали всходов и богатого урожая. Боги оказывали покровительство каждому виду деятельности, и взамен требовали жертвоприношения.
32. Боги Древнего Рима
имели поразительное сходство с греческими небожителями. Это нетрудно заметить, сравнив пантеон римлян и греков:
· Юпитер (Зевс у греков)– верховное божество, отец всех богов, владыка молнии, грома и всего неба;
· Вулкан (Гефест у греков) – бог огня, покровительствующий кузнечному ремеслу;
· Нептун (Посейдон у греков) – морской бог;
· Меркурий (Гермес у греков) – бог торговли;
· Марс (Арес у греков) – воинствующее божество;
· Венера (Афродита у греков) – богиня любви и красоты;
· Юнона (Гера у греков) – супруга Юпитера, покровительница брака и домашнего очага;
· Минерва (Афина у греков) – богиня различных ремесел и мудрости;
· Диана (Артемида у греков) – богиня охоты.
Эти боги являлись главными советчиками и помощниками Юпитера и отвечали за сохранность мирового порядка. Помимо главных богов, существовала еще целая плеяда божеств рангом пониже.
Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.
33. Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам (mos maiorum) или неудачам сделать это.
· Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
· Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
· Сервий Туллий, шестой царь Рима, который, как говорили, был любовником богини Фортуны, и чьё таинственное происхождение является свободно мифологизированным.
· Тарпейская скала и почему она использовалась для казни предателей. · Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
· Гораций на мосту, доказавший важность индивидуальной доблести.
· Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою лояльность по отношению к Риму.
· Клелия, отважная римлянка, отданная царю этрусков Порсенне в качестве заложницы и бежавшая в Рим, переправившись верхом на коне через Тибр · Цекул и основание Палестрины.
· Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.
· Истории, относящиеся к Капратинским нонам и празднествам Поплифугии.
· Кориолан, история о политике и морали.
· Этрусский город Кориф как «колыбель» троянский и италийской цивилизаций.
· Прибытие Великой Матери (Кибелы) в Рим
КАМИЛЛА
34. Римская литература — литературная традиция, возникшая в Древнем Риме на латинском языке. Традиционные рамки римской литературы устанавливаются от ее возникновения в III веке до н.э. и до падения Западной римской империи в 476 году н.э. Писатели Древнего Рима находились под большим влиянием древнегреческой литературы, но смогли создать новые жанры и новые эстетические критерии. Римская литературная традиция стала образцом для европейской литературной традиции. Изучение латинских авторов было основой гуманитарного образования в Европе Средних веков и Нового времени, и до начала XX века было обязательной частью среднего образования. Такие авторы как Цицерон, Вергилий и Юлий Цезарь исторически считаются образцами стиля и художественного мастерства. И по сей день римская литературно активно изучается, переводится и издается.
Римский эпос - его долитературные истоки теперь неощутимы - возникает под знаком духовного заимствования: путь в будущее указывает Odusia Ливия Андроника. Три величайших римских эпоса дохристианской эпохи обязаны своим созданием ощущению восстановленного после великой борьбы порядка: по окончании первой Пунической войны Невий пишет "Bellum Poenicum", после второй Энний создает свои "Анналы" и после гражданских войн Вергилий - Энеиду.
35. Эпосы республиканской эпохи отличаются множеством героев; Энеида обладает внутренним единством, и в историческом и литературном отношении она оказалась кульминационной точкой пути: зрелая поэтическая техника позволяет отважиться на крупную форму, не отказываясь от внутренней замкнутости; завоевание области мифа делает возможным единство действия без пренебрежения историческим содержанием; идеализированный опыт раннего принципата указывает путь к единству героя, не требуя отречения от республиканского идеала: возникает классическая "сакральная поэма" мировой Империи с центром в Риме. При Нероне и Флавиях Риму суждено еще раз сыграть роль мировой столицы, и эпос переживает эпоху расцвета. Поскольку уже нет гармонии во взаимоотношениях человека и общества, от настоящего эпос обращается к прошлому, от государства - к человеческой душе.
36-37. ИНТЕРАКТИВ!! КРОССВОРД
По вертикали.
1. Какой метод обищино-родового мышления стоял у истоков в создании Рима и использовался в политических и общественных целях. (МИФОЛОГИЯ)
3. Автор написавший Энеиду. (ВЕРГИЛИЙ)
5. Духи-покровители, тени умерших. (МАНЫ)
По горизонтали.
2. Как зовут в римской мифологии Афину? (МИНЕРВА)
4. Римский император, правивший после Юлия Цезаря, современник Вергилия (АВГУСТ)
6. Страна, в которой сейчас находится Рим. (ИТАЛИЯ)
АЛИСА
38. Вергилий Марон Публий – известнейший древнеримский поэт. Его считают создателем эпической поэмы нового образца. Родился Вергилий 15 октября 70 г. до н. э., около города Мантую. Отец был достаточно зажиточным землевладельцем, имел собственную мастерскую, он занимался изготовлением керамических изделий.Согласно легенде, мать Вергилия увидела сон, что у нее родится сын, и ему суждено стать знаменитостью. В юности он получил хорошее образование. Обучение Вергилия начиналось с Кремоны. Тогу зрелости он получил в 16 лет. Эта церемония проходила в тот же год, в котором умер Лукреций. Многие увидели в то, что Вергилий станет его литературным наследником. После Кремоны Вергилий стал учиться в Милане, который славился своими талантливыми педагогами, а позже в Риме и Неаполе. Когда после смерти Лукреция в 54 году до н. э. была опубликована его поэма «О природе вещей», она наложила очень серьезный отпечаток на мировоззрение Вергилия и существенно укрепила желание стать поэтом, потому что по началу он хотел быть адвокатом. В 45 году до н. э. Вергилий Марон Публий приобрел небольшое поместье вблизи от Неаполя, где до конца жизни среди живописных пейзажей сочинял свои произведения. В 44 г. до н. э. убили Цезаря, что стало началом смутного времени переворотов, интриг и междоусобиц. Пастушеская идиллия - «Буколиках» считается первым произведением Вергилия, которое принесло ему известность. Несколько лет Вергилий жил в Греции. Август уговорил поэта вернуться на родину, но тот не смог доехать до Рима. В 19 г. до н. э. Вергилий скончался в Брундузии. Умирающий Вергилий завещал, чтобы друзья сожгли неоконченную поэму «Энеида» после его смерти. Октавиан Август нарушил волю поэта, приказав издать "Энеиду". Она была опубликована друзьями Вергилия, поэтами Варием и Туккой в том виде, в каком ее оставил сам автор. Некоторые следы недоработки заметны, но они не лишают целостности и законченности главные повествовательные эпизоды, не нарушают внутреннего единства произведения, полного строгой гармонии и целеустремленной мысли. Поэма посвящена троянскому герою Энею, бежавшему после разрушения Трои и основавшему новое царство в Италии. Это царство дало начало Риму, возводившему генеалогию своих вождей к легендарному герою Трои. Миф об Энее был известен в Италии со времен глубокой древности. В эпических поэмах Невия и Энния уже говорилось об Энее. Древние поэты Рима рассказывают о бегстве Энея из Трои, о его скитаниях и о прибытии в Италию. "Энеида" Вергилия продолжает, таким образом, традиции римского эпоса, созвучные официальной идеологии принципата. Старая тема становится актуальной в период принципата, когда современная эпоха рассматривается как время свершения великих надежд, возлагавшихся на римское государство еще в глубокой древности.
39. В образе Энея, созданном Вергилием, находят обобщенное выражение те моральные качества, которые были присущи героям древности и должны вновь возродиться у современных правителей Рима. Поэт рисует своего героя "идеальным римлянином", почитающим богов, уважающим старших, ставящим интересы государства превыше всего, мужественным и снисходительным к слабостям других. Читатель восхищается героем, волнуется за его судьбу, однако в целом образ Энея несколько схематичен. Стремление Вергилия дать обобщенный образ, исходя из выработанного традицией и стоической философией идеала, приводит подчас к некоторому обеднению художественного образа.Поэма состоит из 12 книг и по содержанию делится на две части. Первая часть (кн. 1-б) посвящена рассказу о бегстве Энея из-под Трои, его пребыванию в Карфагене у царицы Дидоны и дальнейшим скитаниям. Во второй части (кн. 7-12) повествуется о войнах, которые ведет Эней в Италии. Кончается поэма победой Энея над италийским вождем Турном. 6-я книга является связующим звеном между этими двумя частями. В ней рассказывается о том, как Эней спускается в подземное царство, чтобы повидаться с умершим отцом Анхизом. Там Эней встречается с душами погибших троянских героев, прежних друзей и спутников, знакомится с будущими героями Рима, судьба которых живо интересует Энея, легендарного основателя Италийского царства.
40. Общественные игры, организованные как-то Августом, были прерваны из-за сильной грозы и дождя. Непогода бушевала всю ночь, но наутро небо над Римом было ясным, так что игры возобновились. Вскоре после этого на воротах дворца Августа появился папирус со стихотворением: "Дождь лил всю ночь без конца, но день — прояснился для зрелищ:Сутки в тот раз поделил Цезарь с Юпитером так". Это двустишие было очень лестным для Августа, поскольку сравнивало его с божеством и даже ставило его выше Юпитера. Принцепс захотел найти и наградить автора, но тот долго не давал знать о себе; наконец, поэт по имени Батилл объявил, что стихотворение написано им, и получил за это награду. Однако в действительности автором был Вергилий. Чтобы отстоять свои права, он тайно прикрепил на том же месте папирус с четверостишием, в котором были написаны только первые половины строк. Во всех четырёх случаях это были слова «Так вот и вы не себе…» (sic vos non vobis), и стихотворение выглядело так:
"Так вот и вы, не себе…Так вот и вы, не себе…Так вот и вы, не себе…Так вот и вы, не себе…"
Никто, включая Батилла, не смог разгадать эту загадку, очень заинтересовавшую Августа. Тогда Вергилий опубликовал полный текст, доказав таким образом своё авторство: "Автор стихов этих — я, но слава досталась другому. Так вот и вы, не себе, тащите плуги, быки; Так вот и вы, не себе, пчёлы, приносите мед; Так вот и вы, не себе, овцы, приносите шерсть; Так вот и вы, не себе, птицы, свиваете дом."
41-42. Многие поколения обрели в произведениях Вергилия свой путь к возвышенному. В Средние века он считался пророком и волшебником, и “Мессианская эклога” заставила Данте выбрать именно Вергилия в качестве проводника сквозь Ад и Чистилище. Его “Энеида” служила образцом для всего латинского эпоса средневекового периода, а затем для нового классического эпоса Ренессанса. Отголоски произведений Вергилия присутствуют в произведениях Спенсера, в “Обесчещенной Лукреции” Шекспира и в мильтоновском “Потерянном рае”. В XVIII в. “Георгики” стали примером для подражания для многих поэтов, включая Дж. Томсона. В XIX столетии появилась “Лаодамия” Вордсворта; Теннисон в стихотворении “К Вергилию” также воздает должное великому римскому поэту. Источники рисуют Вергилия скромным, лишенным всякого честолюбия человеком, душевно преданным сельской жизни и вполне искренним горячим сторонником империи Августа. Император Август, прекративший смуту в Риме и мечтавший о возрождении исконной простой римской добродетели и, кроме того, не терпевший никаких политических группировок, которые могли бы быть для него опасными, имел в лице Вергилия как раз такого подходящего человека, любившего прежде всего сельское хозяйство и поэтическое творчество и далеко стоявшего от всякой политической борьбы. Его скромность настолько была популярна, что в дальнейшем его имя стали писать не "Вергилий", а "Виргилий", производя его от латинского слова virgo - "девушка" (эта этимология, конечно, результат вымысла.
ИРИНА
43. «Энеи́да» (лат. Aenēis, русское слово происходит от формы родительного падежа Aenēidos) — эпическое произведение на латинском языке, автором которого является Вергилий. Написана между 29 и 19 г. до н. э., и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, после падения Трои переселившегося в Италию с остатками своего народа. Поэма указывает на предопределённое богами происхождение Рима, а также прославляет потомка Энея, Октавиана Августа. В поэме приведены легенды, дающие обоснование извечной вражде между Римом и Карфагеном, а также возникновению латинов.
ТОЛЕГЕН
44. Однако есть и принципиальные отличия. В гомеровских поэмах очевидна цель всех действий героев: ахейцы стремятся взять Трою, и война для них — совершенно обычное дело, а Одиссей пытается вернуться домой, к семье. У Вергилия же нет этой чёткой заданности. Плывя по Внутреннему морю, Эней и его спутники в каждой новой гавани видят возможный конец пути, а сражаясь с Турном, понимают, что война не была неизбежной. Они стремятся понять свою судьбу, и это получается далеко не сразу. Главный герой, осуществляя предначертанное, вынужден отрекаться от своих страстей, хотя они и благородны: от стремления сражаться с врагами, от любви к родине и женщине; он хочет остаться в Карфагене, а потом на Сицилии, но боги заставляют его двигаться дальше. Таким образом, первая треть «Энеиды» — это рассказ об отречении, а последняя треть — рассказ о преодолении препятствий на пути к цели, обозначенной в середине.
45. Боги греко-римского пантеона стали персонажами «Энеиды». Так же, как у Гомера, они постоянно вмешиваются в происходящие на земле события, принимая решения по итогам совещаний. Однако у Публия они не слишком подвержены страстям и довольно безлики. Некоторые исследователи считают, что поэт ввёл их в повествование, только чтобы отдать дань традиции, но при этом сам в них не верил, как и основная масса образованных римлян той эпохи. Другие учёные отмечают, что Вергилий говорит о богах более серьёзно, чем Гомер, без фамильярности. С особенным пиететом поэт мог относиться к Венере, которая для него в первую очередь Venus Gentrix, «Венера-Прародительница», — предок Юлиев.
НИКИТА
46. Главный герой «Энеиды» — это литературный персонаж нового типа. Эней наделён чертами старого эпического героя (воина, который легко поддаётся гневу, выделяется своей храбростью); в то же время у него есть специфически римские качества — fides (верность взятым на себя обязательствам, в частности, по отношению к своим спутникам) и особенно pietas — благочестие по отношению к богам и родным. Эней всегда следует повелениям божеств, он на плечах выносит из горящей Трои своего отца, престарелого Анхиза, берёт с собой в изгнание домашних богов, заботится о своих потомках. Герой поэмы демонстрирует благородство, тонкость чувств и сострадание по отношению к врагу, даже во время битвы. С другой стороны, его жестокость по отношению к Турну и Дидоне кажется современному читателю неоправданной. Эней полностью осознаёт свою задачу — заложить основу великого государства — и ради этого отрекается от своих желаний, становясь абсолютно пассивным орудием в руках судьбы. В этом комментаторы видят трагизм образа Энея.
АЛИСА
47. ИГРА!!
А теперь мы предлагаем вам поиграть в игру.
У вас есть 3 картинки, и вы должны понять, что объединяет их, т.е. найти общее.ОТВЕТ: МЕЦЕНАТ или МЕЦЕНАТСТВО. На фото Павел Третьяков и Симпл)))
48. Ответ: Август. Октавиан Август.
49. Ответ: Троя.
50. Ответ: Вулкан - бог труда, огня и чего-то там ещё.
51. Ответ: Ахиллес.
52. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ.
Приложение 2.
2 группа: «Античный театр»
Ссылка на презентацию: