Учебное занятие по истории зарубежной литературы первой половины XIX вв.: романтизм

Учебное занятие по  истории зарубежной литературы   первой половины  XIX вв.: романтизм

Параскева Е.В., канд. филол. наук,

ст. преподаватель

кафедры филологического образования и журналистики.

           

 

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

История зарубежной литературы

Промежуточная аттестация

 

            Тема: Защита проекта «Учебное занятие по  истории зарубежной литературы   первой половины  XIX вв.: романтизм»

Задача: формирования навыка анализа учебно-методических источников для обобщения и структурирования знаний по конкретному литературному направлению.

Метапредметные задачи: - освоение обобщенного способа действия  «анализ»; - научить студентов выделять структурные компоненты; - научить анализировать объекты в соответствии с учебной задачей; - формирования навыка творческого применения информации.     

Место действия в структуре профессиональной деятельности: владение всем спектром литературоведческих понятий – важный компонент профессиональных компетенций студентов-филологов. Знание понятия «литературное направление» и умение анализировать все его составляющие является обязательным требованием современного подхода к  образованию, кроме того, будущие педагоги получают возможность развивать навык творческого применения знаний и информации по литературной дисциплине в контексте создания учебно-методического продукта.                          Цель оценивания: проверить умение разрабатывать и презентовать проект (учебное занятие), характеризующий конкретное литературное направление, историко-культурную и эстетическую картину эпохи, основные персоналии и произведения предложенного периода.                                                                                                                             Ожидаемые результаты:                                                                                     Студенты должны:

  • Знать структуру и этапы разработки проекта.
  • Знать  особенности литературного процесса данного периода.
  • Уметь проводить комплексный анализ произведения зарубежной литературы представленного периода.
  • Уметь разрабатывать и реализовывать проект, презентовать его результаты.
  • Иметь опыт создания учебно-методического продукта с опорой на литературно-критический материал.

 

Содержательные элементы оценочного средства:

Задание:

Академическая группа делится на 5 равных по количеству рабочих групп.  Каждая группа готовит проект специального  учебного занятия, раскрывающего эстетическую и идейно-художественную специфику литературы одного этапа или литературного направления из изученного материала по зарубежной литературе первой половины XIX вв.:

1 группа: «Французский романтизм: мировоззренческие и художественные принципы,   жанры и имена»;

2 группа: «Английские романтики: эстетические поиски, романтический герой, динамика жанров»;

3 группа: «Немецкий романтизм: теория и художественная практика»;

4 группа: «Европейский романтизм: имена, события, жанры» (для индивидуальных работ);

5 группа: «Идеи и художественные формы американского романтизма».

Защита проектов проходит в форме учебной конференции, на которой авторы представляют концепцию своего занятия, главная цель которого – представить литературное движение  конкретной эпохи, направления, стиля и страны, и для этого нужно проанализировать научную и учебную литературу и сами произведения. Студенты представляют материалы, которые  описывают тематику и проблематику, характеризуют представленный этап литературы. Учитывается разнообразие форм работы, способы подачи материала, структурность и логичность. Обязательный элемент – подготовка вопросов для аудитории и ответы на возможные вопросы. Возможны дискуссионные вопросы. 

  Этапы работы по защите проектов:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Ознакомление с критериями оценивание докладов (требования к содержательной части и к представлению проекта).

            3.Формирование двух экспертных групп:

1) 1 группа, в которую войдут представители каждой группы, кроме той, что выступает в данный момент, оценивает соответствие содержательной части проекта предложенному плану;

2) 2 группа, в которую  войдут представители каждой, кроме той, что выступает в данный момент, оценивает качество представления проекта.

4.  Представление проектов.

5.  Вопросы и ответы участников конференции.

7. Обсуждение представленных докладов по определенному алгоритму и оценка проделанной работы. Оценка результатов.

 

Требования к содержательной части проекта:

  1. Представлена историко-культурологическая картина, сформировавшая литературное направление и специфику национальной литературы конкретной эпохи.
  2. Представлены основные компоненты философско-эстетической основы литературного направления. Имена и труды теоретиков данного литературного направления (если имеются).
  3. Представлена  картина творчества ключевых писателей (общая характеристика):

- названы  ключевые образы, темы, проблемы и мотивы его творчества;

- названы новаторские элементы творчества, повлиявшие на мировой или национальный литературный процесс (если имеется);

- даны объективные аргументы соответствия писателя данному литературному стилю или направлению;

- представлено взаимодействие творчества писателя с другими видами искусства (если имеется - живопись, музыка и т.д.).

  1. Проанализировано творчество одного автора (по выбору студентов), наиболее ярко соответствующего теме презентации:

- существенные этапы биографии и творчества:

- анализ идейно-художественного своеобразия ключевого произведения (можно 2 текста):  жанровая специфика; - темы и проблемы, поднятые в произведении; - анализ сюжетной и образной структуры; - художественные приемы, язык, особенности стиха (если имеется); - основная мысль произведения.

  1. Изучена информация о взаимодействии или влиянии творчества писателя (или стиля и направления) на русскую литературу. Представлены примеры, подтверждающие влияние  европейского литературного опыта на русскую литературу и культуру.
  2. Сделаны выводы о специфике литературного направления, стиля, вклад в мировую литературную традицию.
  3. Названы труды и ученые, внесшие наиболее существенный вклад в изучение проблем и имен, рассмотренных в рамках проекта.
  4. Группа предлагает вопросы аудитории для обсуждения.

 

Требования к представлению проекта:

  1. Содержание речи спикера группы (или всей группы):

- наличие плана и следование за четкой структурой выступления;

- точность формулировок;

- качество речи (отсутствие речевых и стилистических ошибок, эмоциональность);

- наличие примеров;

- чтение наизусть (или степень знания представленных произведений);

  1. Качество презентации:

- логичность и последовательность выстраивания визуального материала;

- точность формулировок; 

- наличие ошибок при подборе иллюстративного материала;

- умение контролировать аудиторию и взаимодействовать с ней.

  1. Грамотность, соответствие учебным задачам и оригинальность при выборе  приемов и способов подачи, наличие приемов современных образовательных технологий, которые позволят охарактеризовать личность, эпоху или произведение с различных сторон (кластер, синквейн, проблемный урок, дискуссия, судебное заседание, интерактивная игра (кроссворд, сюжетно-ролевая, пресс-конференция, аукцион знаний, лекция-визуализация (схемы, графики, диаграммы, видеофрагмент), лекция-консультация, интерактивная лекция и т.д.).

 

Рекомендации по выполнению работы:

            Ко дню проведения занятия каждой рабочей группе необходимо создать практико-ориентированный проект занятия, включающего как научно-методические, так и познавательные элементы. В этой связи особое внимание нужно уделить работе с научными изданиями, монографиями, базовыми учебными пособиями.               Безусловно требуется знание текста рассматриваемых произведений.                                    Литература: 

Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/

Режим доступа:   -  https://infourok.ru/metodi-i-priemi-na-urokah-1239255.html

 

 

Следует учесть, что в качестве центральной персоналии по теме проекта может быть выбран писатель как из числа изучаемых в данном курсе, так и с меньшим по масштабу художественным дарованием, но представляющий интерес в контексте отечественного и мирового культурного процесса эпохи. Кроме того, проект  может быть акцентирован на отдельном произведению, которое  представляется группе наиболее существенным для данного литературного периода.

Рабочей группе  в процессе разработки учебного занятия необходимо продумать его формат и объем, структуру, композицию, содержательное наполнение, тематику и проблематику материалов, особенности графического оформления.  Необходимо четко представлять себе, какова предполагаемая аудитория. При подготовке проекта занятия рекомендуется распределение обязанностей внутри группы (коллектива). Важно четко представлять роль каждого из членов рабочей команды в создании итогового  продукта.

Результат работы презентуется в ходе учебной конференции. Визуально проект   может быть представлен в печатном либо электронном виде. Необходимо особое внимание уделить визуализации проекта (создание качественной презентации материала).

Следует не только показать преподавателю и сокурсникам итоговый вариант проекта, но и представить его к публичной защите. Роль спикера может выполнять как один из членов редакционного коллектива, так и вся рабочая группа, представляя отдельные аспекты занятия-проекта. Всем участникам процесса публичной защиты необходимо четко ориентироваться в технологии создания учебного продукта, уметь характеризовать как его содержательную, так и формальную стороны.

 

В качестве Приложения к предложенному методическому материалу предлагается учебное занятие по  творчеству Ж. Санд по теме, рассматриваемой в 5 классе («Рассказ Ж. Санд «О чем говорят цветы»)

Скачать УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ж. Санд О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ

Теги обмен опытом Параскева Е.В. Сургутский педагогический СурГПУ
Связаться с нами